Мечта сельской девочки
Кулуйпа Кондучалова родилась в селе Кара-Жигач Аламединского района в многодетной семье. Девочка росла очень любознательной, и когда ей исполнилось восемь, с удовольствием пошла в школу.
Три комнаты небольшого приземистого здания с выкрашенными известкой стенами показались первоклашкам 1928 года дворцом. Большой стол заменял ученические парты, а глиняная печка, которую приходилось топить кизяком, согревала в зимние холода. Кулуйпе очень нравилось учиться, и она решила для себя, что обязательно станет учителем, когда вырастет. После окончания семи классов девочка уехала в Пишпек (ныне Бишкек) и поступила в педагогический техникум, а после его окончания по распределению уехала работать в Нарынскую область - в село Куланак. Через год ее назначили сначала завучем местной школы, а после - директором. Исполнилось ей тогда всего 19 лет. Но через два года ей пришлось распрощаться с работой педагога.
В 1940 году молодую женщину назначили секретарем Тянь-Шанского обкома комсомола.
"Как я не хотела этой должности, плакала навзрыд, - вспоминала Кулуйпа Кондучалова. - Но партия поручила, и отказаться было невозможно. Сочли бы, что я ответственности испугалась. Потом началась война. В 1942 году в качестве лектора я оказалась в блокадном Ленинграде. Помню, меня потрясло, что город в блокаде, но все люди работают. Открыты музеи и даже театр, и в честь приезда нашей делегации представляли "Сорочинскую ярмарку". На улице мороз, в зале не топлено. Мы сидим в шубах, а актеры на сцене в легких нарядах".
Май 1945 года она встретила в Москве. Из всех приемников звучал голос Левитана о полной и безоговорочной капитуляции Германии, а на устах людей только одно слово - "Победа".
Ее превосходительство
В 1953 году Кулуйпа Кондучалова стала первой женщиной, возглавившей внешнеполитическое ведомство Киргизской ССР. Шесть лет, в течение которых она руководила МИДом союзной республики, закладывался фундамент сегодняшней дипломатии КР.
Дипломаты ютились в крохотном помещении с печным отоплением. Кутаясь в пальто, учили языки, изучали материалы информационных агентств. В их обязанности также входила подготовка лекций о международном положении. Много работы было и по линии консульской службы. В основном Министерство иностранных дел республики занималось в ту пору вопросами въезда и выезда граждан за рубеж на временное или постоянное место жительства. Чаще всего заявления поступали от граждан СССР различных национальностей для поездки к родственникам в страны народной демократии и КНР. Ведомству приходилось посылать сотни запросов по месту жительства, в правоохранительные органы, собирать массу других документов, на что уходило порой по несколько месяцев.
В те годы на Тянь-Шань из-за рубежа стало прибывать много переселенцев из-за рубежа. МИД республики занимался вопросами массовой репатриации киргизов из Синьцзян-Уйгурского автономного округа Китая, обеспечением гражданством около тысячи корейцев, прибывших в СССР еще в 1946-1947 годах. Их нужно было трудоустроить, обеспечить жилплощадью, направить их детей в детсады и школы, а репатриантам пожилого возраста помочь решить вопросы социального обеспечения. Все эти заботы легли на плечи малочисленных работников Министерства иностранных дел Киргизии. Были и иные трудности: многие репатрианты отказывались ехать в села, не желая работать в колхозах и совхозах, и требовали оставить их в столице, другие искали родственников за пределами указанных ими территорий, третьи заявляли о намерении перебраться в другую союзную республику.
Чудо Кондучаловой
Одновременно с внешнеполитическим ведомством Кулуйпа Кондучалова возглавляла Министерство культуры республики.
- Люди того поколения поддерживали и дополняли друг друга, - вспоминает дочь Кулуйпы Кондучаловой Ирина Оролбаева. - В нашем доме часто собирались артисты, поэты, композиторы. Велись интересные дискуссии на разные темы. Мы выросли в окружении интеллигенции. Мама тоже заботилась о нашем воспитании. Несмотря на нехватку времени, она водила нас в театры. Мы были знакомы со многими представителями творческих кругов и, понимая, насколько важные должности занимает мама, старались ее не подвести. Вели себя скромно, именем не хвастались.
Кулуйпа Кондучалова нашла общий язык с Екатериной Фурцевой, возглавлявшей в то время Минкульт СССР. Они стали подругами. Екатерина Алексеевна влюбилась в горную республику. Именно это время впоследствии потомки назовут зарождением "киргизского чуда", которое стало возможным благодаря Кондучаловой. Она не была актрисой или театральным критиком, но многое из того, что касается развития профессионального искусства, как принято считать, началось именно при ней. Взошли звезды неповторимых артистов оперы и балета Бюбюсары Бейшеналиевой, Улана Сарбагышева, Чолпонбека Базарбаева, Булата Минжилкиева, Кайыргуль Сартбаевой, Самарбюбю Токтохуновой. Мир познакомился с произведениями Чингиза Айтматова. В 1958 году в Москве с оглушительным успехом прошла Декада киргизского искусства и литературы. В 1960 году десять человек из Киргизии получили звание "Народный артист СССР".
Удивительный Тянь-Шань и населяющие его люди стали источником вдохновения для многих деятелей советской культуры. Народный артист СССР Дмитрий Шостакович, к примеру, написал потрясающее музыкальное произведение "Увертюра на русские и киргизские темы".
- А чего стоит один только прилет знаменитой оперной певицы Ирины Архиповой лишь для того, чтобы спеть в нашем театре арию Аиды, - вспоминает Ирина Оролбаева. - Самолет задержали на несколько часов, а как только борт приземлился во Фрунзе, артистка сразу же отправилась в театр, нанесла грим и вышла на сцену. Знаменитый танцор Игорь Моисеев не особо любил брать с собой на гастроли кого-то из коллег-артистов. Но для киргизского ансамбля комузистов он сделал исключение, и они покорили публику в США.