Парусник строят в Архангельске по старинным чертежам из архивов ВМФ. Две мачты, водоизмещение 60 тонн, в длину 19 метров, в ширину почти 6. Яйцеобразный корпус делает его "парусным ледоколом". Льды не могут раздавить, а просто его "вытолкнут".
Заложили еще до пандемии. Изюминка в том, что прямо в ходе постройки он становится все более и более востребованным. Судно, при создании которого используется минимум металла (поморы в допетровскую эпоху железо вообще не использовали), - находка для ученых. Погрешности многих современных прежде всего из-за большого количества окружающего металла. Здесь же основной материал - сосна.
Еще одна ниша парусника: доставка небольших групп исследователей на удаленные арктические объекты (станции, маяки и т.д.). Мореходный и маневренный коч небольшого тоннажа и умеренной осадки может обойтись без портов. И даже составит конкуренцию воздушному транспорту.
В Арктике летный час вертолета стоит от 150 до 250 тыс. рублей. Стоимость эксплуатации коча рассчитать пока сложно, но эта цифра будет в несколько раз ниже. Значительная часть цены - это горючее. Коч двигатель использует редко: при движении против сильного течения, при швартовке и в шторм. В основном он идет на парусах, площадь которых 180 кв. м. Крейсерская скорость - 5 узлов (чуть больше 9 км/ч).
И наконец главная изюминка - круизы в Арктику. Какие требования к романтикам?
- Желательно, чтобы у человека не было морской болезни, - говорит директор по развитию cудостроительного кластера Архангельской области Глеб Плетнев. - Должен быть психологически устойчив и физически развит.
На вашем коче команда из 12 человек. Сколько заняты управлением судна, сколько туристов?
Глеб Плетнев: Управлять этим судном могут шестеро: три вахты по два человека. Этого достаточно, чтобы путешествовать в Арктике. Например, при поддержке РГО в прошлом году мы протестировали один из парусных маршрутов: из Архангельска в Омск по арктическим морям и северным рекам. С августа по октябрь прошли около шести тысяч километров вдоль побережья Архангельской области, Ненецкого и Ямало-Ненецкого автономных округов. Конечно, это были не кочи - мы шли на современных яхтах "Жемчужина" и "Сибирь". Так вот, на "Жемчужине" нас было 7 человек, один из которых телеоператор.
Но хочу отметить: на таких судах нет "праздных" пассажиров. Все - члены экипажа, записаны в судовой роли. Пассажиры не отдыхают, а работают, пусть и в щадящем режиме: несут вахты, готовят еду, убирают якоря, швартуются, управляют парусами и т.д.
Условия спартанские? Кают на коче нет? Спать предстоит в гамаках? Вода опресненная?
Глеб Плетнев: Каюты на двоих. Спят на двухъярусных койках-рундуках. Есть и опреснительная установка, есть и две тонны пресной воды на борту.
Район плавания ограничен?
Глеб Плетнев: Можем совершать кругосветки. Есть естественные ограничения, по ледовой обстановке, например. Но до Земли Франца-Иосифа, на Шпицберген, в Исландию - легко.
Коч - штучная работа. Его можно запустить в серию?
Глеб Плетнев: Мы накапливаем опыт. И готовы этот опыт тиражировать. Сроки строительства будут максимум два года.
Яйцеобразный (ложкообразный) корпус судна используется и на некоторых современных судах. Но они не очень быстроходные. А вот поморские кочи за сутки проходили 200 км и больше. В то время как голландские фрегаты той эпохи - вдвое меньше. В допетровские времена кочи строили без чертежей, секреты передавались от отца к сыну. Возможно, мы не в полной мере знаем конструкцию тех судов.