08.04.2021 19:22
    Поделиться

    Эксперты клуба "Валдай": России тесно в рамках "Большой Европы"

    В Международном дискуссионном клубе "Валдай" 8 апреля состоялась презентация нового доклада "Будущее говорит с прошлым: Стратегии стран БРИКС в отношении Европейского союза", подготовленного ведущими экспертами клуба из разных стран.

    Как заявляют авторы, "цель доклада - проанализировать национальные подходы стран БРИКС к современной Европе, ее роли в мировых делах и приоритеты национальных правительств на данном направлении. На основе этого анализа страны БРИКС смогут постепенно двигаться к формулированию стратегии при взаимодействии с наиболее важными внешними партнерами".

    По мнению экспертов, БРИКС сегодня - это "прообраз международных институтов будущего мира реальной многополярности", в котором не будет четко выраженного лидера, и "важнейшим ограничителем поведения государств является не блоковая дисциплина, а способность соотносить собственные интересы с интересами и ценностями партнеров".

    На презентации доклада участники постарались ответить на три вопроса: Необходимо ли формирование общей стратегии БРИКС в отношении ЕС? В чем схожи и чем отличаются подходы отдельных стран БРИКС к отношениям с Европой? Какие трансформации претерпевают отношения стран БРИКС и ЕС с учетом меняющегося баланса сил в мире?

    В частности, говоря об отношениях между членом БРИКС - Китаем и ЕС, старший научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Василий Кашин отметил, что "для США сейчас важно получить поддержку Европы, выгнать с европейского рынка китайские технологические компании. Европа представляет собой объект борьбы. Понимая важность ЕС, китайцы смело отвечают санкциями на действия Европы. Эта демонстрация санкционной жесткости вызывает раздражение у европейцев".

    Что касается отношения к ЕС со стороны Индии, то сотрудник программы стратегических исследований индийского фонда Observer Research Foundation Ниведита Капур полагает, что количество контактов между Индией и Евросоюзом возросло, в торговле и инвестициях стороны остаются надежными партнерами.

    По ее словам, есть два измерения: это отношение с Евросоюзом в целом и двусторонние отношения с государствами-членами ЕС, причем второе развивается более интенсивно. При этом, отметила Капур, "реальная политика реализуется медленно. Однако как Индия, так и страны ЕС считают Индо-Тихоокеанский регион стратегическим для своей безопасности".

    Если говорить об отношениях России и ЕС, то, как подчеркнул замдиректора ЦКЕМИ НИУ ВШЭ Дмитрий Суслов, "ранее, пытаясь создать общность "Большой Европы", Россия и ЕС рассматривали друг друга как уникальных партнеров. ЕС видел в большом пространстве России периферию, но эта модель Россия не подошла. Россия предложила свое видение большого пространства, которое заключалось в том, что Россия и Европа являлись бы независимыми геополитическими центрами силы. ЕС не стал независимым центром. В итоге попытки выстроить общую Европу провалились".

    Как результат, отметил Суслов, "отношения России и Европы находятся в геостратегическом тупике, и выходом из него может быть только отказ от идеи общего геополитического объединения".

    По его словам, "России в рамках "Большой Европы" тесно, поэтому ей проще выстраивать отношения с неевропейскими игроками, которые имеют с ней общий взгляд на мироустройство. Европа перестает быть драйвером внешней политики России. Отношения со странами БРИКС перестают быть разменной монетой в отношениях с Европой и США".

    Как отмечает в докладе программный директор клуба "Валдай" Тимофей Бордачев, "сейчас баланс сил в мировых делах меняется. Фантастический по своим масштабам рост реального значения азиатских стран в глобальной экономике и политике уже привёл к тому, что его центр сместился в Азию. Это неизбежно снижает значение любого европейского порядка для глобальной стабильности. Европа все еще может стать источником мировой войны - здесь напрямую соприкасаются Россия и крупнейший военный альянс НАТО. Однако судьба мира уже не зависит напрямую оттого, насколько тонко и точно будут организованы отношения европейских держав. Как отмечал Генри Киссинджер, "объединение Германии стало более важным событием, чем распад СССР, а возвышение Китая - гораздо более значимым, чем объединение Германии".

    Фото: Международный дискуссионный клубе"Валдай"
    Поделиться