Воронежские ученые разработали компактный космический буксир

В Воронеже создали аппарат для вывода на орбиту маленьких спутников. В нем заинтересованы ученые, метеорологи, аграрии и военные - все, кому сегодня приходится подолгу ждать запуска тяжелых ракет-носителей.

Буксир "БОРИС" будет работать на экологичном топливе - этиловом спирте и кислороде. Проект реализуется по заказу Фонда поддержки национальной технологической инициативы. Исследования ведут инженеры научно-производственного предприятия "ИнтерПолярис" и учащиеся Воронежского государственного технического университета (ВГТУ).

Задачей конструкторов было придумать буксир, который позволил бы перемещать космические аппараты на целевую орбиту. Ракета доставляет платформу с грузом на определенную базовую орбиту, а затем бывает нужно "перебросить" его повыше.

- Мы сконструировали разгонный блок, способный выводить космические спутники на высоту 800, 1500 километров и на окололунную орбиту, - рассказал технический директор предприятия, заместитель заведующего кафедрой ракетных двигателей ВГТУ Дмитрий Шматов. - Первоначально изделие называли аббревиатурой "СМРАД" (сверхмалый разгонный аппарат довыведения), но нашли более благозвучный вариант "БОРИС"- блок орбитального размещения искусственных спутников.

Перемещать буксир с одной орбиты на другую решили с помощью оригинального жидкостного ракетного двигателя.

- От аналогов наш аппарат отличается маневренностью и экологичностью. Российские коллеги предлагают использовать токсичное топливо. Американцы ориентированы на монотопливо собственного производства. Мы нашли более экономичный и энергоэффективный вариант, - добавила руководитель студенческого КБ ракетно-космической техники Татьяна Башарина.

Запускать БОРИСа в космос планируют в составе ракеты-носителя сверхлегкого класса. Ее воронежцы также уже разработали. С подобными ракетами связывают будущее частной космонавтики.

От аналогов "БОРИС" отличается маневренностью и экологичностью 

- Сегодня те, кому нужно вывести на орбиту спутник, обращаются в "Роскосмос" и ждут своей очереди около полугода. С ракетами сверхлегкого класса оперативность повысится до нескольких недель, - пояснил Шматов. - И мы точно знаем, кому это пригодится, ведем с ними переговоры.