С помощью личного бренда можно заработать деньги для себя и плюсы для региона

В сентябре в ДФО запустят полномасштабный проект "Авангард Дальнего Востока". Пока его реализуют в четырех пилотных регионах - Якутии, Хабаровском и Приморском краях, ЕАО. Участники - юноши и девушки, задача которых сформировать положительный образ округа в глазах молодежи с помощью блогов. Это один из немногочисленных вариантов того, как личные странички в интернете работают в интересах всего макрорегиона. Чуть больше насчитывается примеров использования дальневосточниками соцсетей для монетизации своего опыта. Но и то, и другое пока только в стадии становления. Так каковы особенности и перспективы успешного блогерства?
АРЧК

Разрушение стереотипов

Идея использовать сетевое общение во благо, говоря с молодыми людьми на одном языке, возникла в Агентстве по развитию человеческого капитала (АРЧК) на Дальнем Востоке и в Арктике при поддержке минвостокразвития. Кто, как не сверстники, лучше всего расскажет молодежи о возможностях и перспективах жизни на востоке страны?

Прошлой осенью был отобран 21 человек из Биробиджана, Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Якутска и Владивостока.

Инициативные юноши и девушки ездят по разным предприятиям округа, в том числе созданным резидентами территорий опережающего развития, посещают владельцев "дальневосточных гектаров". Ребята уже побывали на Кимкано-Сутарском ГОКе в ЕАО, заводе "Амурсталь" и Амурском судостроительном заводе в Хабаровском крае, домостроительном комбинате "Приморье". О впечатлениях рассказывают в своих блогах, пишут колонки в местных СМИ.

И хотя аудитория у каждого из них небольшая - от 300 до двух тысяч подписчиков, отклики есть. В комментариях к постам подписчики интересуются программами трудоустройства в округе, необычными профессиями, которые можно освоить в том или ином регионе.

- Наша главная цель - открыть для сверстников родную землю, рассказать, как в действительности можно самореализоваться на Дальнем Востоке и какие возможности предоставляют предприятия. Не скрою, что даже для меня увиденное оказалось удивительным. Пора разрушать стереотипы! - говорит участник проекта "Авангард Дальнего Востока" Роман Кузьменко из Комсомольска-на-Амуре.

Оценивать эффект еще рано - ребят слишком мало. Они сами, по задумке организаторов, могут стать лидерами мнений и сформировать сильный личный бренд.

Буренка в Instagram

В чем сила личного бренда, не понаслышке знает один из известнейших пользователей "дальневосточного гектара" в Хабаровском крае Михаил Утробин. Кстати, на его участке ребята из "Авангарда" тоже успели побывать.

За несколько лет предприниматель создал свою ферму и наладил производство молока и кисломолочной продукции - творога, йогуртов, сыров, а также мороженого. Одновременно начал вести блог в Instagram, где рассказывал обо всех удачах и неудачах при освоении земли.

В шапке его профиля написано: "Интереснейшая невыдуманная история о фермере-стартапере". Его блог - как сериал, затягивающий постоянных наблюдателей. Они в курсе всех событий, происходящих на ферме, своими глазами видят, как и где животные пасутся, что едят, как перерабатывается молоко, а потому доверяют фермеру. И становятся клиентами.

- В рекламу не вложил ничего, качество - вот реклама, - говорит Михаил. - Около 90 процентов клиентов - постоянные.

Он отмечает, что искренность - важный аспект личного бренда, потому что доверие завоевывается долго и сложно, а потерять его, напротив, легко.

Михаил активно продает продукцию в том числе онлайн. Доля этих продаж достигает 15 процентов. Показатель весьма приличный - похвастаться таким может мало кто из фермеров.

Монетизация идеи

Впрочем, зарабатывать на блоге можно, не производя ничего материального. Именно так делает Анна Самохина из Хабаровска. Она монетизировала Instagram благодаря появившейся в нем функции сторис.

- Мне было интересно узнавать новые "эффекты", я смотрела сторис у разных блогеров, проходила бесплатные курсы, черпала идеи в Pinterest, изучала новые программы, - говорит девушка. - Постепенно стала делиться идеями в постах, и количество подписчиков сразу возросло.

Первым клиентом стал знакомый, который попросил дать ему урок.

- Он тогда перевел символические 500 рублей, но я так была рада, - смеется Аня.

И понеслось. Большая часть контента, который делает блогер, - бесплатный. Однако есть и платные услуги.

- Поначалу заработок был нестабилен: от двух до пяти тысяч рублей. Потом появился первый платный клиент, которого вела на постоянной основе около полугода. Он платил десять тысяч в месяц. Это было в 2019 году, и тогда я еще не воспринимала Instagram как источник дохода всерьез. Работала по специальности экономистом, но сидела в этой соцсети, как только появлялась свободная минутка, - вспоминает девушка.

Потом появился второй, третий клиент. Рекламы не требовалось - об Ане узнавали через сарафанное радио. И в какой-то момент она поняла, что может уйти с работы, потому что начала зарабатывать почти столько же в соцсети.

Сейчас Анин доход около 60 тысяч рублей в месяц, иногда больше. Из чего он складывается?

- Я веду трех клиентов - ежедневно создаю для них сторис и посты, пишу контент-план, делаю видео. Периодически занимаюсь менторством - это индивидуальное обучение азам сторисмейкерства. Одна моя консультация стоит две тысячи рублей. Несмотря на то что делюсь идеями бесплатно, многие хотят пройти полное обучение. Рекламу беру редко, потому что стараюсь рекомендовать фолловерам лишь то, чем пользовалась бы сама, - говорит девушка.

У Ани восемь тысяч подписчиков. Кто-то скажет, что этого мало, но аудитория "живая" и лояльная: активно "лайкает" посты, пишет комментарии - мечта любого блогера и рекламодателя.

- Многие удивляются, зачем я бесплатно делюсь идеями для сторис. Но ведь это - лучший способ саморекламы. Люди интересуются, подписываются, следят за мной. Я почти не использую платное продвижение в Instagram, - утверждает блогер.