Наноспутники обычно представляют собой кубики, высота, длина и ширина которых может быть всего 10 сантиметров, а вес 1,5-2 килограмма. Их создание стало возможным благодаря развитию нанотехнологий и микроминиатризации. И не только на больших предприятиях, но и в студенческой лаборатории.
Разработка кубсатов - одно из ведущих направлений Высшей школы прикладной физики и космических технологий Санкт-Петербургского Политехнического университета Петра Великого. Темой сверхмалых занимаются не только студенты и аспиранты. Здесь также проектируют кубсаты, выполняющие задачи, предложенные школьниками.
Корреспонденту "РГ" показали кубсаты, практически готовые к полету. Внешние поверхности "кубика" оснащены солнечными батареями, так что никакого другого источника энергии не понадобится. Кубсаты предназначены для проведения научных экспериментов, съемки поверхности Земли, сбора данных о состоянии окружающей среды.
"Ближайшие запуски кубсатов намечены на осень этого года и далее - на 2022 год", - рассказал научный руководитель Высшей школы прикладной физики и космических технологий Сергей Макаров. Каждый наноспутник выполняет определенную функцию. А для решения более сложных задач их можно использовать как "космический конструктор". Для этого используется специальный контейнер, в который устанавливается более десятка кубсатов.
С помощью транспортного корабля контейнер выводится на орбиту. Крышка открывается - и "кубики" вылетают. Возможен запуск миниспутников и с борта МКС. Далее аппараты, двигаясь по орбите, начинают выполнять поставленные задачи: находят связь с Землей, передают и принимают сигналы, проводят измерения. Срок службы спутников - полтора-два года.
В университете установлен мощный антенный комплекс. "Кубик", пролетая над Петербургом, будет выходить на связь, а изображение транслироваться на большие экраны. Студенты смогут наблюдать за тем, как проходит полет и отслеживать информацию, собранную спутником.
Сфер применения миниспутников много. Например, одно из направлений - создание части космической системы высокоточной автоматической идентификации судов (АИС). На всех гражданских судах (пассажирских, грузовых, танкерах, яхтах и прочих) установлены радиотехнические устройства передачи данных. В них содержится информация о типе судна, его координатах и курсе, грузе на борту. Сейчас эту информацию получают наземные станции.
Кубсаты, пролетая над акваторией морей и океанов, будут принимать ее, собирать пакет данных. И передавать на Землю. Полученная информация важна для безопасности судоходства и морской логистики. Разработки идут совместно с Роскосмосом, есть поддержка от индустриальных партнеров, в том числе компанией "Геоскан". Все части наноспутника (за исключением некоторых микросхем) - отечественного производства.
Теперь вуз участвует и в космической школьной программе "Дежурный по планете". Среди ее организаторов - Фонд содействия инновациям, Роскосмос, Российское движение школьников. Идея простая: на сайте движения школьников мальчики и девочки, не достигшие 16 лет, могут предложить какую-либо интересную идею для исследования с помощью наноспутника.
Конкурс школьных работ называется "Научное ориентирование: открытый космос". Он продлится до 11 апреля. Лучшие проекты будут воплощены в жизнь: запущенные в космос наноспутники соберут необходимую информацию для конкретных проектов.
Как пояснил доцент Сергей Завьялов, современных школьников, как показывает практика, прежде всего интересуют вопросы экологии. Для этого, например, им необходимы данные из космоса о распространении пожаров, засухи, паводка на реках. Уже прислано более сотни проектов, из них пятая часть - от школьников из Петербурга.
Планируемый на ноябрь запуск наноспутников от Политеха на космодроме Восточный как раз даст возможность начать решать поставленные детьми задачи практически. Два спутника, например, будут определять уровень электромагнитных полей на территории РФ. Это важная информация: горожанин буквально купается в море электромагнитных излучений, что может сказаться на его здоровье. Соответственно, отслеживая уровень ЭМП, можно составить карту территории, где показатели излучений наиболее высоки. Соответственно, выяснить основные источники ЭМП и думать над задачей снижения излучений.
Спутник будет у себя на борту обрабатывать полученную информацию и пересылать результат на Землю. Антенны Политеха примут ее, а далее она будет передана непосредственно в школы, участвующие в проекте. Возможно, сделают так, чтобы информация со спутников напрямую шла в школы. Это будет впечатляюще: начинать учебный день с "прочитывания информации" с настоящего искусственного спутника Земли.