Военное ведомство сообщило, что архивные документы, вошедшие в экспозицию мультимедийного проекта, рассекречены и опубликованы в рамках федерального проекта "Без срока давности", реализуемого по поручению президента Российской Федерации.
Вот что, к примеру, там рассказывается о нечеловеческих условиях содержания наших бойцов в созданном осенью 1941 года на бывшем сенном пункте города Демянска (ныне - в составе Новгородской области) гитлеровском концлагере. Эта история записана со слов пленных военных врачей Красной армии.
Они свидетельствуют: в первые несколько месяцев узников - около 13 тысяч человек - фашисты держали под открытым небом. "Позднее были устроены бункера-землянки для военнопленных, в которые загоняли по 70-80 человек. В этих условиях не только лежать, но и сидеть негде было, а поэтому большинству военнопленных приходилось спать стоя", - говорится в документе. И это - при ежедневных 12-часовых тяжелых работах на строительстве дорог и валке леса.
Первые несколько дней пленных вовсе не кормили. Затем по 10 человек под конвоем выводили на ближайшие огороды и разрешали копать картошку. Ее изголодавшиеся пленные съедали сырой, прямо с кожурой.
Врачи-узники вспоминали, что охрана лагеря пользовалась любым удобным случаем для истребления военнопленных. Одним из поводов для расстрела был выход пленного из землянки с наступлением темноты по естественной надобности. Вследствие казней, непосильной работы, истощения и болезней смертность среди военнопленных была запредельной. В результате к маю 1942 года в Демянском лагере из 13 тысяч узников в живых оставалось лишь 700 военнопленных.
Тяжело читать материалы расследования военной прокуратуры 65-й армии о злодеяниях фашистов в созданных для массового уничтожения мирного населения лагерях в районе станции Треблинка Варшавского воеводства. Документ составлен в сентябре 1944 года, сразу после освобождения этих мест войсками 1-го Белорусского фронта.
Два обнаруженных там лагеря были созданы в 1941 и 1942 годах. Первый немцы именовали "Арбайтслагерь", то есть "рабочий лагерь". Второй получил название "Тодлагерь" - "лагерь смерти". О нем еще говорили как о международном комбинате смерти. "Ежедневно в лагерь поступало 3-4 эшелона по 6-8 тысяч людей в каждом, - записано в материалах расследования. - Эшелоны поступали из различных оккупированных стран Европы: оккупированных областей СССР, Чехословакии, Австрии, Болгарии, Греции, Польши, а также территории собственно Германии". Было установлено, что только за год - с июля 1942 года по август 1943 года - сюда свезли около 3 миллионов человек из различных стран Европы. "Здесь были грудные дети и старики. Здесь было много женщин", - сообщали следователи военной прокуратуры.
По их данным, издевательства и массовое убийство людей начинались еще по дороге в Треблинские лагеря. Схваченных на улицах, в собственных домах, на предприятиях и в учреждениях людей без каких бы то ни было предупреждений и обвинений загоняли в 60-вагонные товарные эшелоны. Набивали по 100-200 человек в вагон с небольшим окошком. В течение нескольких суток пути конвоиры держали двери вагонов закрытыми. Пищу и воду не давали. А за малейшую попытку узников самостоятельно добыть воду тут же расстреливали.
В редких случаях, свидетельствуют архивные документы, охранявшие эшелон немцы и так называемые вахтманы передавали узникам по стакану воды. Но непременно при этом брали у несчастных в виде вознаграждения золотые часы, браслеты и другие ценности.
При таких нечеловеческих условиях содержания и в результате стрельбы по вагонам в прибывшем в лагерь эшелоне не досчитывались до половины узников. Основную массу заключенных лагеря смерти тут же отправляли в так называемые "бани", где людей массово травили газом.
В документе описываются множество способов издевательств и убийства узников солдатами охраны и обслуживающим персоналом лагерей. А грабеж там был поставлен гитлеровцами буквально на поток. Во многих случаях увозимым в лагеря европейцам немцы говорили, что их переселяют на Украину, где заключенным предоставят жилье, надел земли и работу. Поэтому многие люди, отправляясь в дорогу, брали с собой кое-какое имущество и все личные ценности. По прибытию в лагеря все это нацисты, разумеется, отбирали.
В Треблинском лагере смерти существовало 4 специальных склада-барака, где, как сказано в материалах расследования, "работала днем и ночью рабочая команда /из числа узников/, занятая сортировкой и упаковкой для отправки в Германию награбленного имущества и ценностей". В архивном документе указано, что только в течение одного года, с июля 1942 по август 1943, из Треблинки было отправлено на запад "всякого имущества, не считая ценностей, медицинского инструментария, одежды и обуви 400 вагонов. Женских волос, кроме того, 25 вагонов".
Особо выделяется из опубликованных документов составленный местными жителями Акт от 15 августа 1944 года "О зверствах немецко-фашистских мерзавцев в районном центре Домачево Брестской области". Документ рассказывает о трагической судьбе воспитанников детского дома, расстрелянных оккупантами. Там есть списки с подробным указанием имен и адресов детей 2-12 лет, погибших от рук фашистов или перед самым расстрелом взятых на воспитание местными жителями.
Как значится в Акте, из ста воспитанников были убиты 54 ребенка. 15 сдали в гетто, где впоследствии также расстреляли. 27 детишек удалось спасти родственникам и местным жителям. Еще трое ребят погибли в первый день войны. Судьбу одного выяснить не удалось. Спаслась только 12-летняя Алла Кавалерова, которая чудом убежала из гетто
Из архивного документа известно, что воспитанники детского дома перед расстрелом сильно голодали, болели и умирали, не получая от оккупационных властей достаточного количества продуктов. Медпомощь им не оказывали вовсе.