Экспозиция заняла несколько залов. В одном из них Тоня, так назвали виртуального художника, творит в реальном времени. Внимательные и терпеливые зрители могут увидеть, как за 10-20 минут набор разноцветных пикселей превращается в мозаику, затем в набросок, а после в картину.
"Позирует" компьютеру пейзаж за окном: камера смотрит в сторону центральной площади Владивостока, храма и Золотого моста. Как поясняет Илья Мирин, директор Школы цифровой экономики Дальневосточного федерального университета (ДВФУ), чьи сотрудники и магистранты создали Тоню, робот случайным образом выбирает для образца картину из базы и "пишет" свою в стиле ее создателя.
- Союз художников предоставил нам большую подборку работ, которые они считают вершиной творчества коллег. На их основе мы проводили машинное обучение нейронной сети. Она изначально была предназначена для автономного транспорта и натренирована на распознавание светофоров, знаков дорожного движения. На нее мы наложили несколько слоев, которые обучили работать с видеоматериалами, камерами. На финальном этапе давали образцы картин художников. Можно менять настройки, например, "заставить" машину в большей степени копировать, и это будет выглядеть как подражание автору, или только применять отдельные элементы стиля художника, - говорит Илья Мирин.
Кстати, Тоня никогда не спит, ей некогда. Выставку готовили более полугода, и за это время робот сделал тысячи "набросков" и 600-700 финальных экземпляров картин. Из них выбрали лучшие, а из лучших те, которые вошли в экспозицию. На готовых полотнах - виды города, кампуса ДВФУ, морские пейзажи и знаковые места Владивостока.
По мнению Ильи Мирина, искусство - одно из самых перспективных направлений развития ИИ. В ДВФУ уже экспериментировали с созданием нескольких синтетических личностей. Одна из них - киберпоэт по имени Маяковский. Стихи "трибуна революции" выбрали потому, что его творческое наследие находится в открытом доступе. К тому же поэт оценил бы такой поворот, уверен собеседник "РГ".
Другой синтетик - цифровой музыкант, он умеет писать и играть легкую музыку в стиле лаунж. Эта "личность" состоит из двух неравнозначных частей - одна учит нейросеть сочинять музыку, а вторая воспроизводит ее, озвучивая разными инструментами. Есть синтетик, занимающийся разработкой архитектурных решений.
- Любое произведение искусства - огромный труд, за которым стоит большое количество экспериментов, и ИИ может помочь провести их в разумный срок. Но настоящих поэтов, художников и музыкантов он заменить не сможет, это всего лишь новый инструмент в их руках, - уверен Илья Мирин.
Инструмент, конечно, пока недешевый - при подготовке к проекту был исчерпан ресурс четырех видеокарт стоимостью 300 тысяч рублей каждая. Для сравнения: для игр этих видеокарт человеку хватило бы лет на 20.
Мнение директора Школы цифровой экономики ДВФУ поддерживает известный фотохудожник Михаил Павин. На его работах (а также работах приморских мастеров кисти - Вениамина Гончаренко, Владимира Цоя, Ильи Бутусова) Тоню учили "писать". Их картины специально разместили в соседнем зале, чтобы желающие могли сравнить "живые" и "цифровые" полотна.
- В далеком 1998 году состоялась моя первая большая персональная выставка в галерее "Артэтаж", которая называлась "Фото-графика, компьютерная графика". Там было нечто похожее по принципу - я либо генерировал изображения, либо трансформировал их фотографически. Но тогда для всего этого был очень скудный софт, сейчас он намного разнообразнее. Так что я считаю, что подобные вещи имеют право на жизнь, они делают ее богаче. Тем не менее я бы не преувеличивал роль "цифры" ни в искусстве, ни в экономике, ведь в конечном итоге за всем стоит человек, - рассказал Михаил Павин.
И все же ИИ, развиваясь и входя во все сферы нашей жизни, способен кое-где заменить человека. Уже сейчас под угрозой отчасти находится медиасфера, считает Мирин.
Виртуальные журналисты научились генерировать новости порой не хуже человека. Одно из самых востребованных направлений использования искусственного интеллекта - формирование лидов, то есть первых абзацев текстов, где собрана суть новости. Хорошо научился это делать, например, Яндекс.
- Но еще интереснее брать данные и генерировать из них новость. Мы учили машину составлять из разных показателей - температуры, скорости ветра, давления, вероятности выпадения осадков - связный текст о погоде. Сейчас переходим к работе над трансляцией спортивных матчей, хотим, чтобы искусственный интеллект мог оценивать ситуацию на поле и быстро создавать репортаж, - говорит директор Школы цифровой экономики ДВФУ.
Чтобы хоть немного почувствовать себя Тоней, можно поиграть в "Пиксели" - игру преподавателя и руководителя программы "Цифровое искусство" Школы цифровой экономики ДВФУ Антона Бубновского. Пиксели представляют собой деревянные кубики двух цветов, они же - носители двоичного кода. По заданному алгоритму игрок перекладывает их, получая изображение предмета - новый артобъект.
По словам куратора выставки, заведующей художественным музеем Школы гуманитарных наук ДВФУ, члена Союза художников Юлии Климко, в первую очередь экспозиция - исследовательский проект. Его задача - показать, что ИИ и цифровые технологии не противоречат традиционному искусству, а дополняют друг друга и дают новые возможности.