Чтобы поставить продукцию за рубеж, экспортерам приходится обращаться в разные ведомства, финансовые и страховые организации, оформлять массу документов и организовывать доставку продукции. С "одним окном" эти процессы переходят на единую цифровую платформу, полностью исключив бумажный документооборот. "Решения принимает система, а не человек, - пояснили в РЭЦ. - Это снижает влияние человеческого фактора, позволяет ускорить оказание самих сервисов".
Главное, что изменилось, - сервисы стали цифровыми. Они объединили на первом этапе 17 ведомств. "Хороший пример - господдержка транспортной деятельности, где у клиента запрашивается минимальное количество данных. Все остальное - у ФТС, минпромторга и других ведомств", - рассказали в РЭЦ.
Уход от бумажного документооборота сильно упростил жизнь, рассказал "РГ" Алексей Булгаков из компании "Русское богатство" (поставляет продукты здорового питания). Она получила в "одном окне" сертификат свободной продажи - один из наиболее востребованных в системе сервисов. Такой сертификат подтверждает, что товар произведен и свободно обращается на территории России.
Также популярными услугами, по данным РЭЦ, стали аналитические страновые отчеты и поиск покупателя. Кроме того, в "одном окне" можно воспользоваться суперсервисом по участию в выставках, оформить таможенное декларирование и подтвердить нулевую ставку НДС. В 2021 году акцент будет сделан на предоставлении доступа к лицензированию, различным разрешительным документам, в частности, выдача цифровых лицензий.
В этом году планируется запустить новый суперсервис по онлайн-торговле - размещение на зарубежных онлайн-площадках. РЭЦ поможет экспортеру подобрать, где ему лучше разместиться, предложит партнеров по заведению аккаунтов и размещению на площадках товаров, в том числе с господдержкой. Кроме того, предоставит сервис по управлению заказами и отправке товаров покупателям, основным партнером которого станет "Почта России".
По словам Булгакова, экспортеры бы хотели также получить сервис, который позволит узнавать, какие документы и сертификаты нужно готовить для той или иной страны.
С каждой новой услугой в личном кабинете экспортера постепенно формируется "цифровой профиль" - все однажды попавшие туда документы не нужно предоставлять снова. Ведомства сами подтягивают нужный документ из системы, а между собой общаются через систему межведомственного взаимодействия.