"Третьего мая 1946 года 28 японским военным руководителям, представшим перед судом, были предъявлены обвинения в преступлениях против мира и человечности. Факты многочисленных зверств, установленные в ходе процесса, произвели огромное впечатление на мировую общественность, - сказал, открывая международный круглый стол в Доме Российского исторического общества (РИО), его глава Сергей Нарышкин. - Истоки японского милитаризма надлежит искать не в культурных традициях этой страны, которым свойственны и гуманизм, и сострадание...". Эти истоки - в атмосфере соперничества колониальных держав, интересы которых столкнулись в Восточной Азии в середине и во второй половине XIX века. Япония, как впоследствии и Германия после Первой мировой, была унижена перед миром.
"Открытие японского рынка для иностранного капитала произошло в буквальном смысле под дулами американских канонерок. Страна тяжело пережила это унижение, сделав ставку на модернизацию национальных вооруженных сил", - коротко напомнил Нарышкин историю милитаризации Страны восходящего солнца.
Затем последовал 1936 год, когда 25 ноября между нацистской Германией и милитаристской Японией был заключен так называемый Антикоминтерновский пакт - своеобразная совместная декларация их агрессивных намерений. "Токийский процесс был призван выявить причины установления милитаристского режима и помочь японскому народу не допустить таких ошибок впредь. Для этого нужно было привлечь к ответственности главных поджигателей войны, владельцев крупнейших предприятий военной промышленности, на чем настаивало тогда советское руководство", - сказал председатель РИО.
Однако логика американской стороны была иной. Впрочем, это наблюдалось и во время подготовки к Нюрнбергу. "И в этом случае США сделали все возможное, чтобы укрыть от правосудия своевременно присягнувших им руководителей оружейных монополий. Иммунитет от судебного преследования получил даже командир печально известного отряда 731, врач-убийца Сиро Исии", - подчеркнул Нарышкин.
Эти факты не мешают России рассматривать Японию как важного партнера в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а совместное осмысление общего прошлого, по мнению главы РИО, служит своего рода фундаментом развития двухсторонних отношений. Но, к сожалению, по-прежнему существуют и влиятельные силы в Японии, которых не устраивает послевоенный пацифистский курс страны.
"Отказываясь извлекать уроки из своего собственного прошлого, они призывают к проведению более агрессивной внешней политики под патронатом США, что никак не способствует стабильности в регионе", - резюмировал Сергей Нарышкин. Он также добавил, что "звучат и другие более мудрые голоса", назвав среди участников круглого стола экс-премьер-министра страны Юкио Хатояму.
"Мы не можем разрешить все дискуссионные проблемы между нашими странами, но современная Россия заинтересована в отношениях добрососедства и сотрудничества с Японией, - поддержал тему помощник президента РФ Владимир Мединский. - Тем более что интерес к Японии, к ее невероятной истории, к ее фантастической культуре огромен".