21.04.2021 21:33
    Поделиться

    В школах появятся популяризаторы наукоемких профессий

    Начинать поиск будущих сотрудников необходимо среди учеников
    Системную проблему дефицита квалифицированных кадров нельзя решить только высокими зарплатами, созданием комфортных рабочих мест или очередной "сладкой морковкой" от работодателя. Он связан со многими причинами, и не в последнюю очередь - с отсутствием эффективных коммуникаций работодателей с вузами и школами.
    iStock

    23 февраля 2018 года по итогам Всероссийского форума "Наставник" президент России дал ряд поручений по ранней профессиональной ориентации учащихся. В Санкт-Петербургском НИИ вакцин и сывороток (СПбНИИВС) три года назад был запущен проект "Лаборатория наставничества". Он развивается по шести направлениям, цель которых - реализация лучших практик наставничества и популяризации профессий в области биотехнологии.

    Елена Казакова: Основа успеха в подборе кадров - коммуникация с вузами и школами. Фото: Пресс-служба СПбНИИВС

    В СПбНИИВС наставничество направлено не только на развитие корпоративных и профессиональных компетенций "новичков", принятых на предприятие, но и на оказание помощи несовершеннолетним юношам и девушкам в регионах нашего присутствия в их профессиональном самоопределении. Обучение персонала на рабочем месте является важным звеном корпоративной системы развития персонала. В этих целях проводятся мероприятия по популяризации наукоемких профессий: ежегодные детские научные конференции, Дни открытых дверей, проект "Умные каникулы", олимпиады по химии, научные факультативы по химии и биологии, действует трудовой отряд школьников.

    Одним из важнейших направлений Лаборатории наставничества является работа наставников, которым присваивается особый статус - профориентатор. Эти сотрудники отвечают за популяризацию наукоемких профессий и профориентационную работу среди школьников, которую с 2016 года ведет СПбНИИВС. В течение всего учебного года профориентаторы института проводят обучающие программы в форме еженедельных факультативов по биологии и химии, выходящих за рамки школьной программы - с уклоном на биотехнологию. Во время каникул они продолжают участвовать в профориентационном развитии школьников. В период пандемии "Умные каникулы" трансформировались в "Smart-каникулы" и проводились онлайн. Теперь в них могут принять участие школьники всей России и даже других стран.

    Во время летних каникул мы организуем проект "Трудовой отряд школьников" - это возможность получить первый трудовой опыт, стать частью коллектива СПбНИИВС, почувствовать себя причастным к его работе, а также получить первую заработную плату.

    Программа ежегодно меняется, некоторые тошевцы принимают участие в проекте ежегодно, пока им позволяет возраст, поскольку участие в нем ограничено возрастными рамками с 14 до 17 лет. Попасть в ТОШ с каждым годом становится сложнее, так как проект развивается, усложняются и условия участия. В последние два года в этот проект мы принимаем ребят на конкурсной основе. Участие в ТОШ также является грантом для ребят, в течение года принимавших участие и показавших высокие результаты в таких проектах, как "ДНК" - детская научная конференция, либо получивших приглашение в проект "Один день с профессионалом". Он позволяет провести рабочий день рядом с одним из лучших сотрудников института, получив уникальные знания "из рук в руки". Конечная цель состоит в том, чтобы не только довести их до поступления в профильный вуз, но и "вырастить" сотрудников для себя. За эти годы программа заработала хорошую репутацию среди подростков и родителей и позволила нам планировать кадровый резерв сотрудников, которые еще на школьной скамье получили необходимую "прививку" увлеченности теми знаниями, которые они потом могут развить и пополнить в СПбНИИВС.

    В результате СПбНИИВС получает отложенный эффект формирования кадрового резерва с заделом минимум на 5 лет

    В рамках профессионального самоопределения мы работаем со школьниками, студентами, стажерами и молодыми специалистами и внутри предприятия. Нашим наставникам также присваиваются важные статусы. Например, адаптатор отвечает за работу c вновь принятыми сотрудниками. Сотрудник, получивший статус научника, осуществляет наставничество в научной деятельности, а также продолжает работу с магистрами НОЦ "Иммунобиотехнология" СПХФУ на базе СПбНИИВС. Тот, кто получает статус достигатор-наставник WS, готовит команды сотрудников и экспертов к участию в ежегодных чемпионатах World Skills. Есть еще и статус навигатор - это наставник по работе с молодыми специалистами, проходящими стажировку на нашем предприятии. Наконец, сотрудникам, владеющим иностранными языками, присваивается статус internship - это наставник по работе с иностранными стажерами с применением методики вudding. Она заключается в том, что к каждому из них прикрепляют buddy (в переводе с английского - приятель, дружок. - Прим. ред.). Этот сотрудник помогает своему подшефному освоиться в новой обстановке. В рамках проекта существует также "Академия наставничества", которая готовит опытных сотрудников к участию в проекте.

    Мы передали свой опыт и в Институт биотехнологии "Мечников" (дочернее предприятие СПбНИИВС) в Республике Никарагуа, где он трансформировался в профориентационный проект BioNica и в настоящее время имеет огромную популярность. Проект имеет ряд отличий от того, который мы реализуем в Санкт-Петербурге, они связаны с особенностями региона. Например, вместо "Академии наставничества" в Никарагуа при проекте BioNica существует "Школа волонтеров", в которой мы готовим их для работы со школами и выстраиваем цикл вовлечения "работодатель - университет - школа". В результате получаем отложенный эффект формирования кадрового резерва с заделом минимум на 5 лет. И нам есть чем гордиться - сейчас в штате Института биотехнологии "Мечников" трудятся семь сотрудников, "выращенных" на наших профориентационных проектах. В свое время мы помогли им определиться с профессией, они имеют большой потенциал для развития.

    Поделиться