По мнению женщин, семья должна считаться многодетной, пока младшему ребенку не исполнится 16 лет, а если он продолжает учебу - до его совершеннолетия. Сегодня в разных регионах страны этот статус регулируется по-разному. В большинстве из них он утрачивается после того, как старшему исполняется 18 лет, в 29 регионах - откладывается до 23 лет первенца, который учится в институте по очной форме. На Камчатке семья остается многодетной до достижения первым ребенком 21 года, если у него есть инвалидность, он получает образование на территории региона и живет с родителями. А в Липецкой области семья может рассчитывать на льготы и пособия, если старший ребенок учится в колледже или вузе, до его 24-летия, а если проходит службу по призыву - пока ему не исполнится 21 год.
Вместо ясельных групп, которых в стране не хватает, Союз матерей России выступил в поддержку семейных детских садов, в которых смогут находиться малыши, начиная с двухмесячного возраста. Их могли бы организовать многодетные мамы, обучившись на помощника воспитателя. Предполагается, что такой семейный детский сад должен прикрепляться к ближайшему дошкольному учреждению, его воспитанники смогут пользоваться инфраструктурой этой образовательной организации, посещать занятия с логопедом, музыкальные уроки, ходить на физкультуру и в бассейн.
На средства маткапитала в Союзе матерей России предлагают подключать газ, электричество и воду к частному дому, по ходатайству местных властей тратить его на покупку личной сельхозтехники, развитие подсобного хозяйства, агробизнес.
Правительство уже направило предложения для дальнейшего рассмотрения в Минтруд.
Помимо этого, в союзе уверены, что в России не хватает базового закона, регулирующего отношения в сфере реализации социальных прав граждан. По их мнению, им мог бы стать Социальный кодекс, в котором необходимо систематизировать все меры поддержки, установленные на федеральном уровне, а также возможность трансформирования их в адресные денежные выплаты и необходимое социальное обслуживание. "Действующие сегодня в России законодательные и подзаконные акты в сфере социального обеспечения, зачастую не только противоречат друг другу, но и являются взаимоисключающими. Работа по их актуализации и приведении к единым стандартам не проводилась на протяжении более чем двух десятков лет. По ряду направлений до сих пор действуют нормы, утвержденные еще Советом Министров СССР в 90-х и даже 80-х годах прошлого века", - отмечает Ольга Панина, председатель Союза матерей России.
Отсутствие системности при принятии нормативных правовых актов в социальной сфере уже стало причиной того, что законодательство в ней стало громоздким и при этом сильно фрагментарным, особенно на региональном уровне." Вследствие чего возникает необходимость систематизации и стандартизации существующих норм на федеральном уровне на основании полученного опыта - на уровне ряда пилотных регионов, - добавляет Панина. - При разработке Социального кодекса РФ законодатель должен ориентироваться на адресные потребности граждан, что сможет, по нашему мнению, существенно упростить и качественно улучшить процесс восприятия и в дальнейшем исполнения законодательства о социальном обеспечении".
Согласно Конституции РФ вопросы социальных прав и гарантий относятся к совместному ведению РФ и ее субъектов. Это означает, что общие принципы и начала государственной социальной политики устанавливаются федеральными законами, но конкретные меры могут регулироваться и региональным законодательством, которое в каждом субъекте индивидуально. В итоге социальный блок федерального законодательства представлен более чем 100 законами. "Такой "разброс" норм осложняет получение гражданами различных льгот и предоставление им социальной помощи, поскольку практически в каждом случае обращения гражданина за социальной помощью правоприменителю необходимо сопоставить множество федеральных и региональных норм, что либо затягивает процесс либо приводит к отказу и нарушению прав, например, если государственный орган сталкивается с нестандартным случаем. Более того, в настоящий момент механизмы социальной защиты в крупных регионах работают лучше, чем в регионах с малой численностью, что совсем не соответствует принципу равенства граждан", - указывает Дмитрий Липин - заместителя председателя Комиссии Ассоциации юристов России по защите социальных и экономических прав.
В некоторых регионах уже действуют собственные "своды" социальных законов в виде региональных социальных кодексов. Успешная практика есть в Омской, Ярославской, Ленинградской, Астраханской области, Санкт-Петербурге и некоторых других субъектах.