28.04.2021 08:01
    Поделиться

    Старшеклассник попросил у рок-музыканта совета по обольщению барышень

    Рок-музыкант Дмитрий Четвергов отвечает на письмо в "РГ" школьника: как обольстить девушку инструментом
    Один из самых успешных российских гитаристов, соратник Стива Вая и Джо Сатриани по мастер-классам, научивший по их просьбам играть на гитарах многих известных людей (даже политиков!), дал за карьеру много интервью. Но такого еще, кажется, никогда.
    Сергей Куксин

    Мы попросили Дмитрия Четвергова ответить на письмо, которое прислал в "РГ" - Неделю старшеклассник Ваня Аникеев из подмосковных Жаворонок. Начиналось оно словами: "Можно ли научиться играть, не зная нот?" Следующий вопрос был еще наивнее: "А есть ли какие-то приемы обольщения барышень при игре на гитаре?"

    Дмитрий Четвергов (после паузы): Можно ли играть, не зная нот? Можно. Сразу на ум приходит Пако де Лусия. Да и я знаю немало музыкантов, которые прилично играли, играют и будут играть... Главное - это страстное желание научиться и музыкальный слух. Ну и чувство ритма, которое развивается постепенно. Это как у детей с развитием моторики: если звучит какая-то музыка, то ребенок начинает двигаться ей в такт, это надо поощрять, тогда и появится прекрасное чувство ритма.

    Что делать, если нет слуха? Я иногда наблюдал ситуацию, когда люди считали, что у них нет слуха, они не могут в ноты попасть... Но ежедневные тренировки приводят к тому, что человек разовьет все нужные навыки и, конечно же, слух. Я вообще не встречал людей, у которых его совсем нет. Просто есть ленивые, считающие музыку только фоном и не старающиеся "открыть уши". С теми, у кого нет желания, ничего не поделаешь. А всем другим я раскрывал и чувство ритма, и слуха. Ведь у нас есть условные рефлексы, которые с помощью систематических упражнений помогают многого добиться. А еще надо очень любить музыку.

    А про особые приемы обольщения барышень при игре на гитаре, о которых спросил Ваня?

    Дмитрий Четвергов (после большой паузы): Если парень с гитарой, то это уже большой козырь. Даже и не для обольщения. А для самовыражения, для уважения в коллективе. Есть такая шутка, что "гитаристами становятся, чтобы девчонкам нравиться". Помню, в детстве я выучил три аккорда, а мой друг пять. И уже пел песни перед девчонками. Тогда я побежал домой и на следующий день играл уже десять аккордов. Такое у нас было соревнование, чтобы выделиться и привлечь внимание. Но, думаю, музыкантами все-таки не становятся для того, чтобы кого-то обольщать. Хотя какие-то "фишки", как в любом деле, у нас есть.

    Есть такое понятие "трюкачество": барабанщики крутят палочки, гитаристы мотают головой, если на ней еще есть волосы. Да что угодно делают, лишь бы привлечь внимание - артист выходит на сцену, чтобы нравиться: и женщинам, и мужчинам. Но лично у меня таких "фишек" нет, и я им не учу. Да и вообще таких, которые стопроцентно работают на обольщение женского пола, не существует. Это полная ерунда. Но любая виртуозная игра - это уже трюкачество. А если еще при этом применять и какие-то красивые жесты, которые придумал или подсмотрел перед зеркалом, то и в этом ничего зазорного нет, таким образом мы привлекаем внимание к музыкальному произведению. Чтобы зрителям было интересно.

    Вижу на концертах, как гитаристы или певцы спускаются в зал и успевают с кем-то заговорить. Это они для куража или просят, чтобы лучше хлопали?

    Дмитрий Четвергов: Бывает, что артист выучил мелодию, механически запомнил аккорды, но вдруг мысли полетели в какую-то другую сторону. И артист пошел по залу высматривать поклонниц. Всячески привлекая внимание, чтобы красивая женщина к тебе подошла, или ты к ней уже после выступления, желая продолжить общение. На жаргоне музыкантов это называется "зоркий сокол". Некоторые, да, в эти моменты играют на особенном кураже!

    Есть ли какие-то песни, благодаря которым можно понять, что человек научился играть на гитаре и достоин стать центром любой компании, любящей музыку?

    Дмитрий Четвергов: Для гитариста очень важно выбрать свою исполнительскую линию, звукоизвлечение. В этом могут помочь и мастера. Как и многие, я начинал с того, что копировал соло мастеров: Ричи Блэкмора, Джимми Пейджа. Это необходимо: учиться у мэтров импровизации, фразеровке, а когда уже это умеешь, можешь начинать писать и свою музыку. Что сыграть, чтобы убедиться в том, что ты уже научился? Конечно, соло из песни Hotel California группы Eagles или что-то из Ричи Блэкмора. Но хороший гитарист и потом продолжает учиться.

    Инструмент

    Как выбрать гитару

    Дмитрий Четвергов: Электрическая и акустическая - это принципиально разные гитары, но их объединяет одно требование - ровность грифа. Если покупаете в магазине, то можно обратиться к продавцу, потому что практически все там ребята грамотные. Первым делом надо внимательно посмотреть на гриф - чтобы от первого до последнего лада он шел не волнами. Берете инструмент к себе декой (или корпусом. - Ред.) и смотрите на срез грифа. Нужно, чтобы расстояние от струн до него было небольшим. И чтобы при необходимости его можно было регулировать анкером (ключом. - Ред.).

    Эту гитару Четвергову подарили. Сам он к "хохломе" относится равнодушно. Фото: Сергей Куксин

    Нужно проверить и чтоб не было такого: в середине провал, а там, где струны крепятся и где порожек - они уходят вперед. В любом случае между струнами и грифом не должен влезать палец, и они должны лежать на нем свободно. Скажем, на электрогитаре на 12-м ладу между струной и грифом должно быть расстояние в 1 миллиметр. Чтоб медиатор пролезал. За 7, 10, 12 тысяч рублей реально подобрать хорошую акустику. Китайская акустика за 10 тысяч - бывают совсем "дрова", а мне одна такая гитара случайно попала в руки - выбрал и отлично звучит.

    Акцент

    Ваня, не спеши

    Еще вопрос от Ивана: сколько нужно времени, чтобы научиться играть на гитаре?

    Дмитрий Четвергов: У всех по-разному. Нужно смотреть на то, как ты справляешься с новым материалом. Может случиться так, что педагог увидит в ученике потенциал и просто завалит его работой. И у меня такое бывало. Парень хватался за все, не мог остановиться, а в конце концов начинал путаться, входил в ступор и понимал, что у него не получается. Кто-то и бросал заниматься.

    Фото: Сергей Куксин

    Потом я понял: надо обладать чутьем - все должно происходить в свое время. Главное тут - регулярно и дозированно. При этом у струнников есть и такая беда: после первых занятий с непривычки сильно болят пальцы. Некоторые думают, что так будет всегда, и бросают инструмент. Но и здесь надо немного подождать, пальцы покроются мозолями. В общем, Ваня, не спеши.

    Афиша

    - 6 мая. Московский дом музыки, Олег Погудин

    Народный артист России в преддверии Дня Победы споет "Темную ночь", "Смуглянку", "Случайный вальс" и другие военные песни.

    - 15 мая. Клуб 1930, Группа Infected Mushroom

    Электронный дуэт из Израиля, главный зарубежный гастролер месяца, исполнит вещи из нового альбома More Than Just A Name.

    - 19 мая. Культурный центр Л. Рюминой, Валерий Сюткин и Light Jazz

    Герой стиляжного рок-н-ролла подготовил новую программу "Король "Оранжевое лето".

    - 27 мая. Крокус Сити Холл, Владимир Кузьмин

    На концерте будет яростный скоростной рок: один из лучших гитаристов страны выступит в "Незабываемом юбилейном шоу".

    - 29 мая. Мумий Тролль Music Bar, группа "Мегаполис"

    Самая утонченная русская группа на свой день рождения выйдет с песнями с нового диска "Ноябрь".

    Поделиться