05.05.2021 08:58
    Поделиться

    Цены на продукты в Киргизии удается сдерживать благодаря России

    Почему в КР продовольственная инфляция обогнала денежную?
    Влад Ушаков
    Сможет ли Киргизия стабилизировать цены на внутреннем рынке? Продолжат ли дорожать продукты и способна ли республика заручиться поддержкой других стран Евразийского союза? Ответы на эти вопросы искали эксперты регионального клуба "Пикир" из КР, Армении, Беларуси, Казахстана и России.

    По словам киргизского бизнес-эксперта Джами Аширова, в данный момент цены на продовольственном рынке республики удается сдерживать только благодаря помощи России. "Эксперты с первых дней пандемии предупреждали о предстоящем подорожании продуктов, - напомнил он. - Нужно было заполнить хранилища, но этого не сделали".

    Эксперт отметил, что в большинстве стран ЕАЭС практикуется государственное регулирование рынка, а в России и Казахстане бизнесу предоставили определенные преференции, тогда как в Киргизии ситуация резко отличается. Республика, как полагает Джами Аширов, "плывет по течению". Он связал это с отсутствием финансовых возможностей и влиянием политического фактора.

    - В министерствах и ведомствах на данный момент происходят пертурбации, - подчеркнул Джами Аширов. - Непонятно, кто за что отвечает. Деловые круги пришли к выводу, что существующие риски превышают потенциальную прибыль. Бизнесмены начали выводить капиталы и переносить производственные мощности в соседние страны. Понятно, что у нас нет таких возможностей, как в России или в Казахстане, но государство могло бы использовать доступные механизмы. Например, отменить НДС на продовольственные товары первой необходимости.

    Председатель киргизской ассоциации экспортеров и импортеров "Кыргызленд" Ленара Ниязбекова, в свою очередь, полагает, что резкий рост цен на продовольствие в республике - следствие долларизации экономики. Она объясняет это тем, что значительная часть продуктов закупается за рубежом и ключевые сделки проводятся в резервной валюте, курс которой укрепляется. Другим фактором, сказывающемся на ситуации, эксперт называет искусственное завышение цен на жизненно важные товары.

    - Правительство пытается бороться со спекуляцией на рынке, но принимаемые им меры неощутимы, - сетует Ленара Ниязбекова. - Есть и еще одно явление - контрабанда, которая наносит ущерб не только честным предпринимателям, но и в целом всей экономике. Если искоренить нелегальный ввоз товаров в страну и спекуляцию, картина значительно улучшится. Но без помощи других членов ЕАЭС нам с этим не справиться.

    - Вызовы, с которыми мы столкнулись, объективно побуждают республику более активно участвовать в Евразийском союзе, - дополняет коллегу эксперт Умутхан Тыналиева. - Политика ограничения цен и некоторых статей экспорта, проводимая правительством КР, к сожалению, так и не дала ожидаемого эффекта. Обеспечение продовольствием населения стало одной из самых актуальных проблем национальной безопасности. Тогда как при помощи ЕАЭС мы можем избежать дефицита продуктов питания. Союз позволяет быстрее решать возникающие задачи путем выстраивания общей политики продовольственной безопасности.

    Член Евразийского аналитического клуба Ольга Сухаревская (Москва) полагает, что с проблемой удорожания продуктов отчасти поможет справиться переход стран ЕАЭС на расчет в национальных валютах. Таким образом участники евразийского интеграционного проекта получат возможность адаптировать ценовую политику, и население союзных государств будет меньше зависеть от курсовых колебаний.

    - Но продукты дорожают и в России, - заверила участников обсуждения Ольга Сухаревская. - Имеют место и факты спекуляции. Некоторые продукты в небольших магазинах стоят значительно дешевле, чем в крупных супермаркетах. Продуктовая инфляция превышает денежную еще и потому, что, как бы ни старались в прошлом году во время карантина обеспечить тот же уровень сельхозпроизводства, его объем сократился. В России наблюдается импортозависимость от кормов, семенного фонда и удобрений. Сейчас поставлена задача ее преодолеть, возродить семеноводство.

    Зависимость ценовой политики в странах ЕАЭС от курса резервной валюты отмечает и руководитель армянского информационно-аналитического центра "Луйс" Айк Айвазян (Ереван). По его словам, такая тенденция наблюдается и в Армении.

    - Подорожали практически все продукты питания, иногда возникает дефицит, - подчеркнул армянский эксперт. - Центральный банк утверждает, что пытается сдержать рост курса доллара за счет интервенций, однако контролировать цены он не может. Полагаю, необходимо снизить влияние западных финансовых институтов на наши страны. Члены ЕАЭС должны сократить зависимость своих экономик от курса доллара, потому что сейчас наши национальные валюты являются производственными. Они не привязаны к богатствам наших государств. Если не решить этот вопрос, мы будем постоянно зависеть от третьих стран. Россия уже неоднократно говорила, что надо переходить на национальные валюты при расчетах внутри ЕАЭС. Соглашусь, потому что только так мы стабилизируем цены.

    Казахстанский эксперт Сергей Домнин вместе с тем отмечает, что рост цен на продукты зафиксирован не только в странах Союза, но и в других государствах мира. Он ссылается на данные ФАО - продовольственной организации ООН.

    - Цены на продовольствие растут по всему миру с середины прошлого года, - подчеркивает Сергей Домнин. - Причина в том, что продукты относятся к товарам, конъюнктура цен на которые неустойчива и зависит от общей динамики сырьевых цен. С начала пандемии во многих странах мира ввели ограничения на экспорт некоторых видов продовольствия, действовал либо полный, либо квотированный запрет. На складах продукты были, а на рынках их стало значительно меньше. Это стимулировало дефицит. Кроме того, ограничительные меры привели к тому, что где-то не смогли посеять вовремя либо произошли перебои с кормами. В итоге все это сказалось на ценах комплексно.

    Удержать в узде

    Высокоинфляционной выдалась весна - 2021 в Киргизии. К середине апреля рост цен в годовом выражении составил 8,6 процента, а в марте этот показатель был выше на 1,6 пункта. По оценке Национального банка и правительства КР, причина продолжающегося подорожания в республике связана с поставками импортных продуктов питания и горюче-смазочных материалов, стоимость которых повышается чуть ли не каждый месяц.
    Из продовольственных товаров киргизские власти в первую очередь стремятся удержать в узде цены на растительное масло, сахар, мясо, муку и хлебобулочные изделия. Кроме продукции животноводства, на вывоз которой введен запрет, все остальное производится за рубежом. Киргизия - некогда сельскохозяйственная республика - сегодня 90 процентов продуктов питания закупает в основном в Китае и у партнеров по ЕАЭС.

    По данным Госагентства антимонопольного регулирования КР, цена на сахар-песок за год выросла почти на 50 процентов. Местные производители этого продукта могут только наполовину удовлетворить потребности внутреннего рынка. Поэтому нехватка восполняется за счет импорта из России, Беларуси, Украины и других стран.

    Сейчас в правительстве решается вопрос о разрешении на ввоз в КР сахарного тростника - сырья для заводов. Иначе сладкий продукт станет еще дороже, так как наступает ягодно-фруктовый сезон и горячая пора для домашних заготовок. В это время независимо от наполняемости рынка цена на сахар повышается на 5-10 сомов за килограмм. Сегодня он стоит более 60 сомов.

    Литровая бутыль самого дешевого растительного масла сегодня стоит уже 130 сомов. И хотя официальная статистика говорит, что оно в среднем выросло в цене на 40-50 процентов, у потребителя возникает ощущение, что эти цифры занижены. Некоторые самые популярные у граждан марки масла подорожали почти вдвое.

    Несмотря на запрет экспорта мяса, цена на говядину, баранину тоже увеличилась и составляет в среднем по стране 450 сомов за килограмм. Соответственно ползучий рост стоимости наблюдается и в сегменте колбасных изделий, сыров. Не так заметно, но подорожали и самые доступные ранее минтай и свежемороженая тихоокеанская сельдь.

    Пандемия, обнажившая и усилившая экономические проблемы киргизстанцев, сделала их гораздо уязвимее к инфляции. В 2020 году, по данным Всемирного банка, уровень бедности населения в КР достиг 31 процента. Как показывают статистические данные, это не предел. Эксперты прогнозирует, что показатель может вырасти до 35 процентов, если ситуация с кризисом в здравоохранении, экономике, социальной сфере не изменится к лучшему.

    По мнению главы представительства Всемирного банка в республике Навида Хасана Накви, бедность достигнет такого уровня даже при росте ВВП в четыре процента. А это, надо заметить, в нынешних условиях хорошая цифра. Потому что первый квартал текущего года не принес позитивных изменений ни в экономике, ни в борьбе с вирусом. О чем говорит и следующий индикатор: по данным Нацстаткома, прожиточный минимум за первый квартал текущего года составил всего около шести тысяч сомов, изменившись по сравнению с аналогичным периодом 2020-го незначительно.

    Из-за большого дефицита бюджета правительство не в силах оказать помощь социально уязвимым слоям населения, провести индексацию пенсии, поддержать малый и средний бизнес, создать новые рабочие места. Это те меры, которые помогли бы стране пережить смутные времена. Более того, недавно правление Национального банка КР повысило учетную ставку до 6,5 процента. Для бизнеса это означает подорожание кредитов, что не очень хорошо в условиях дефицита инвестиций и отсутствия господдержки. Вряд ли такая мера взбодрит экономику.

    Тем временем

    Наименьший рост цен на продовольствие в ЕАЭС во время пандемии, по данным официальных источников, наблюдался в Белоруссии. Эксперт из Минска Алексей Авдонин объясняет это тем, что внутренний рынок страны обеспечен собственным производством более чем на 85 процентов, в отношении спекулянтов применяют жесткие санкции, а за ситуацией на рынке постоянно наблюдают профильные ведомства и профсоюзы.

    - Потребители в Белоруссии знают цены на основные продукты, и люди не покупают товары по завышенным ценам, - заверяет Алексей Авдонин. - Для обеспечения продовольственной безопасности необходима комплексная работа.

    Поделиться