05.05.2021 01:25
    Поделиться

    В годы войны Киргизия приняла многих ученых и артистов СССР

    В годы войны Киргизия стала вторым домом для многих ученых и артистов СССР
    ЦГАКФФДКР
    В 1941 году Наркомат обороны СССР принял решение о переводе в Среднюю Азию десятков вузов, научно-исследовательских институтов и учреждений культуры. Им предстояло за короткий срок наладить на новом месте работу и устроить быт. Местные жители помогали приезжим, чем могли, понимая, как было нелегко людям оставить свой дом, где теперь хозяйничал враг.

    Ростовчане в Оше

    Среди эвакуированных в Киргизию высших учебных заведений был Ростовский государственный университет. Его новым местом дислокации стал город Ош. Об ученых-ростовчанах благодарные местные жители вспоминают и сегодня. На одном из корпусов Ошского государственного университета висит памятная доска, напоминающая, что в этом здании в годы Великой Отечественной войны размещался эвакуированный вуз.

    Ростов-на-Дону немцы занимали дважды. Перый раз город оккупировали 21 ноября 1941 года, но удерживать захватчики его смогли лишь восемь дней. Это время впоследствии люди назовут "кровавой неделей". Вторую попытку фашисты предприняли в феврале 1942-го, а в конце июля, когда стало понятно, что враг все-таки займет город, сотрудников вуза эвакуировали в Киргизию. В горную республику они прибыли 20 сентября 1942 года.

    Руководство Оша выделило вузу и его сотрудникам здание местного учительского института. Ростовчане незамедлительно приступили к организации научной работы и учебного процесса и активно подключились к общественной жизни города.

    - Мне тогда было восемь лет, а жили мы с мамой и сестрой в Оше, как раз рядом с учительским институтом, - вспоминает местный аксакал Юсупжан Бакирдинов. - Когда началась война, стало не до занятий, и его закрыли, но уже через некоторое время во дворе появились повозки и машины. Какие-то русские мужчины и женщины разгружали ящики. Потом мы узнали, что сюда приехали ученые из России. Помню, я долго не мог запомнить слова "профессор" и "академик". Мне тогда почему-то казалось, что такие важные люди должны одеваться в белые костюмы, а они были в обычных парусиновых брюках и кепках. Я даже расстроился.

    Через неделю после прибытия - 27 сентября 1942 года - в местном клубе сотрудники университета организовали для местных жителей читательскую конференцию "Великая Отечественная война советского народа против фашистских захватчиков в современной художественной литературе". А с первых чисел октября коллектив вуза организованно вышел на уборку хлопка, оказывая посильную помощь колхозникам Ошской области.

    Очень ростовчане помогли в подготовке педагогов из числа местной молодежи. Школы юга Киргизии в ту пору испытывали острый дефицит учителей. Преподавателям было крайне важно не просто найти контакт с детьми, но и понять особенности их мышления, познакомиться с языком. Следовательно, нужно было обучать национальные кадры.

    В то же время ни на день не прекращались научные исследования, которые проводились каждым факультетом вуза. К примеру, сотрудники биофака работали над проблемой повышения урожайности картофеля и хлопка в климатических условиях юга Киргизии. Группа геологов университета открыла в Наукатском районе большие залежи полезных ископаемых, используемых для производства строительных материалов, а также огромные запасы естественных железистых красок.

    Руководство Киргизской ССР высоко оценило учебную и научно-исследовательскую работу Ростовского госуниверситета. Указом Президиума Верховного Совета республики 18 человек, включая ректора вуза Семена Белозерова, были награждены почетными грамотами и грамотами ВС Киргизской ССР.

    "Корабелка" на Иссык-Куле

    Многих ученых, эвакуированных из европейской части СССР, приютил город Пржевальск (ныне Каракол). Сюда привезли часть профессорско-преподавательского состава и студентов Ленинградского судостроительного института - знаменитой "Корабелки". Позже к ним присоединились коллеги из Николаева.

    Почти на три года живописное озеро Киргизии, где впоследствии будет построен самый высокогорный флот в мире, стало базой для эвакуированных кораблестроителей. Именно здесь они учились с нуля строить верфи и закладывать суда.

    - Работа эвакуированных вузовских коллективов была сопряжена с большими сложностями, - утверждает историк Софья Нурматова. - Огромных усилий стоило найти подходящие помещения для размещения лабораторий, учебных корпусов и общежитий. Ведь в Киргизии в то время не было такого масштабного строительства. Тем не менее перед эвакуированными вузами ставились очень важные задачи. Нужно было не только наладить и продолжать учебный процесс, но и воспитывать при этом патриотизм и ненависть к врагу. Ведь многие студенты потом уходили на фронт прямо с университетской скамьи. Шли воевать и многие квалифицированные преподаватели.

    Перебросили в Киргизию и несколько вузов из Харькова. В республику эвакуировали ветеринарный, второй медицинский и стоматологический институты. Сначала на Тянь-Шань небольшими группами прибывали студенты и преподаватели, а немного позже - оборудование. На станции его разгружали все вместе после занятий. Трудились до глубокой ночи, а утром снова шли на лекции.

    Перебазированные вузы не только продолжали готовить высококвалифицированных специалистов из числа местного населения, но и помогли созданию новых учебных заведений в регионах временного размещения. Ученые же развернули бурную исследовательскую деятельность. Геологи, к примеру, провели более 300 поисковых экспедиций, открыв новые месторождения ртути, вольфрама, сурьмы, цинкового концентрата, необходимых для оборонной промышленности.

    Тыл культурный

    Кроме вузов, в Киргизию эвакуировали и культурные учреждения. Так, осенью 1941 года во Фрунзе собрали артистов Государственного симфонического оркестра СССР, Московского театра миниатюр, Одесского театра революции. Более 600 человек разместили в концертном отделе филармонии.

    Однажды в приемной начальника управления культуры города Фрунзе раздался телефонный звонок. Человек представился начальником местной милиции. Он спрашивал, действительно ли в Киргизии находится знаменитый дирижер Натан Рахлин.

    Как выяснилось, Рахлина задержали на местном рынке во время покупки мешка сахара. Милиционерам, не знавшим знаменитого дирижера в лицо, он показался подозрительным. Откуда у честного человека, пришедшего на рынок в военное время, при себе столько средств?

    Услышав об инциденте, Натана Рахлина приехали вызволять не только работники культотдела, но и музыканты оркестра. Народу собралось столько, что начальник милиции подумал, что здание будут брать штурмом. Он лично вывел на крыльцо Натана Григорьевича, а вслед за ним милиционеры вынесли злополучный мешок с сахаром.

    С середины декабря 1941 года симфонический оркестр под руководством Натана Рахлина начал давать концерты во Фрунзе и других городах Киргизии. Музыканты исполняли для тружеников тыла лучшие произведения отечественной и зарубежной музыкальной классики. С оркестром постоянно выступали киргизские певцы и инструменталисты. Очень скоро установилась традиция еженедельных концертов-лекций в воинских частях и госпиталях.

    Вместе с тем

    В 1941-1942 годы в Киргизию эвакуировали институты Академии наук (АН) СССР: биохимии, генетики, физиологии растений, микробиологии, палеонтологии и эволюционной морфологии. В сотрудничестве с местными научно-исследовательскими учреждениями они работали здесь над проблемами оборонного и народно-хозяйственного значения.

    Большим событием в научной жизни республики стала организация в 1943 году Киргизского филиала АН СССР.

    Кстати

    Кроме оркестра Натана Рахлина, в Киргизии пережили эвакуацию Государственный хор СССР, возглавляемый Александром Свешниковым, Ленинградская хоровая капелла, Русский народный хор имени Пятницкого.

    Поделиться