Новости

07.05.2021 16:53
Рубрика: Культура

Почему на свете есть война?

Большой театр показал две антифашистские оперы
На Камерной сцене имени Б. А. Покровского Большого театра состоялась премьера спектакля из двух одноактных опер, объединенных одной антифашистской темой - "Дневник Анны Франк" Григория Фрида и "Белая Роза" Удо Циммермана в постановке дирижера Филиппа Чижевского и немецкого режиссера Ханса-Йоахима Фрая в тандеме с художником Петром Окуневым. Эту премьеру планировали показать еще год назад к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Но из-за пандемии и карантина ее представили только сейчас.
Слушать эти оперы - большая работа и для души, и для ума. Настоящее мужество - сделать эти образы живыми.  Фото: Предоставлено пресс-службой Большого театра Слушать эти оперы - большая работа и для души, и для ума. Настоящее мужество - сделать эти образы живыми.  Фото: Предоставлено пресс-службой Большого театра
Слушать эти оперы - большая работа и для души, и для ума. Настоящее мужество - сделать эти образы живыми. Фото: Предоставлено пресс-службой Большого театра

Литературной основой монооперы Григория Фрида "Дневник Анны Франк" стали подлинные заметки еврейской девочки-подростка, которая скрывалась от нацистов в оккупированном Амстердаме. На протяжении 26 месяцев она вела дневник своей жизни до того момента, когда ее тайное убежище не было раскрыто и девочка погибла в концлагере. Записи Анны Франк были опубликованы в виде книги в 1947 году, а в 1972-м советский композитор Григорий Фрид создал монооперу, в которой максимально сохранил текст оригинала. Впервые "Дневник Анны Франк" в Камерном театре поставила Екатерина Васильева в 2010 году, а "Белая роза" немца Удо Циммермана только сейчас была представлена в России.

Героями его дуэтной оперы стали тоже реальные люди - брат и сестра Ганс и Софи Шолль, которые были участниками антифашистской подпольной организации, созданной студентами Мюнхенского университета в 1942 году. Название они придумали, вдохновившись заглавием одного из романов немецкого антивоенного писателя Бруно Травена, оно и стало названием оперы, что рассказывает о последних часах их жизни: юные Софи и Ганс были казнены за распространение листовок. Мировая премьера спектакля прошла в 1967 году в Дрездене. Но Большой театр для постановки выбрал вторую, камерную редакцию оперы, сделанную Удо Циммерманом 1986 году и получившую подзаголовок "Сцены для двух певцов и пятнадцати музыкантов".

Крохотная сцена прекрасно передает то, как одновременно сжалось и сконцентрировалось жизненное пространство трех молодых людей, что хотят жить и любить, но ощущают лишь запах приближающейся смерти. Ханс-Йоахим Фрай, по сути, объединил в одну судьбы еврейской девочки и двух немецких антифашистов, которые в реальности, конечно, не подозревали о существовании друг друга. Получилось немного плакатно. На сцене вокруг Анны Франк постоянно какая-то суета и "многолюдие" в поисках внешней, а не внутренней эффектности. А когда уже после антракта Анна снова появляется на сцене и бродит между Гансом и Софи Шолль, это и вовсе лишает публику пусть иллюзорной, но такой нужной всем надежды на спасение юных героев: ведения одних и загробная жизнь другой спутываются в один клубок на фоне видеопроекций с кадрами хроники, что то и дело "перекрывают" их лица. Это один из сильных моментов спектакля, показывающий, как исторические события и диктаторский деспотизм перемалывают жизни людей.

Спектакль объединил в одну историю судьбы еврейской девочки и двух немецких антифашистов, которые в реальности, конечно, не подозревали о существовании друг друга

Но партитуры Фрида и Циммермана - вещи абсолютно разные. И их объединение в музыкальном, а не тематическом плане, выглядит также странно, как и тактильные соприкосновения Анны и Софи на сцене. И дирижер Филипп Чижевский своей работой только подчеркивает их разность, как стилистическую, так и эмоциональную. И если в музыке Фрида дирижер считает, что есть что-то близкое прежде всего к Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу, то музыкальный язык Циммермана намного эклектичен и романтичен: в нем отголоски произведений Генриха Шютца и Иоганна Себастьяна Баха - ведь герои пытаются понять происходящее, исходя из христианской веры, и интонации немецкой песни Франца Шуберта и Роберта Шумана.

Слушать эту музыку - большая работа и для души, и для ума. Но еще больший, титанический труд - выучить эту музыку и настоящее мужество - сделать эти образы живыми, а не шаблонными. Роли исполняют Александра Наношкина (Анна Франк), Ирина Хрулева и Василий Гафнер (Софи и Ганс Шолль). И Александра Наношкина, и Ирина Хрулева делают это феноменально: вокально на высоком уровне и актерски проникновенно до слез. Ведь и сегодня нет ответа на детский вопрос: "Почему на свете есть война?". И этот ответ надо искать постоянно, а не только ко Дню Победы.

Культура Театр Музыкальный театр День Победы Гид-парк