Для окуневцев их озеро, где глубина едва достигает двух метров и из-за переизбытка соли не водится ничего, кроме розового рачка-артемии, - бренд номер один с незапамятных времен. Особо ценными считаются грязь (включающая переработанную органику артемии) и голубая глина - они помогают при болезнях суставов, псориазе, кожных и гинекологических заболеваниях, что подтвердили официальные исследования Екатеринбургского медицинского научного центра профилактики и охраны здоровья рабочих промпредприятий.
Если раньше о чуде в глуши знали лишь жители близлежащих районов, то в последние 20 лет "окуневское море" стало местом притяжения жителей Тюменской, Курганской, Челябинской, Свердловской, Новосибирской, Омской областей, Ямала и Югры, а также Казахстана. В самые жаркие дни на берега Соленого съезжалось до 700 человек, причем многие ставили палатки и жили несколько недель. Все бы ничего (местные магазины всегда с выручкой, как, впрочем, и владельцы подворий), но с начала нулевых годов озеро стало превращаться в грязную лужу, а его берега - в свалку.
Первыми об этом заговорили представители Бердюжского землячества. Прежний председатель общественной организации Леонид Третьяков просил местную администрацию взять водоем под охрану, назначить ответственных за поддержание чистоты и порядка, установить по периметру туалеты, мусорные баки, кабинки для переодевания и принятия душа, продуктовый киоск… В 2011 году Соленому присвоили статус памятника природы регионального значения - казалось бы, теперь все будет под защитой. Но гостей, не всегда аккуратных и чистоплотных, решение тюменского правительства не образумило, а возможным инвесторам вышло боком: на охраняемой территории строить ничего нельзя.
- Неоднократно интерес к нашему "морю" проявляли предприниматели: приедут, посмотрят, пообещают позвонить, и на этом все. Их осторожность понятна: в оздоровительный проект вдали от больших городов нужно вложить немалые средства. Не стоит забывать, что в наших холодных краях это всего лишь сезонный бизнес, прибыль с которого можно получать только пару месяцев, а санаторий необходимо содержать круглый год. Думаю, было бы лучше построить многофункциональную базу отдыха в самом Окунево, где есть газ, вода, электричество, а отдыхающих летом вывозить на берег группами, - рассказывает глава сельской администрации Сергей Курков.
Но первый заместитель главы Бердюжского района Андрей Никитин обнадеживает: в 2021 году возможен прорыв. Предприниматели Никита Богомазов и Александр Муравьев обещают уже к июлю перед водоемом, не нарушая границ природоохранной территории, открыть автостоянку на 400 машино-мест и кафе, разбить волейбольную площадку, но прежде огородить берег, чтобы по нему не ездил транспорт.
- Расчищать площадку под стоянку партнеры уже начали. В дальнейшем они хотят оборудовать мангальные зоны и шатры с москитными сетками, чтобы за небольшие деньги предлагать отдыхающим более комфортные условия. Ну а потом инвесторы перейдут на участок за озером - тут предполагается построить гостевые домики. Мы обсуждали вариант с гостиницей в Окунево. Я думаю, она будет востребована, - рассказывает чиновник. - Конечно, обеспечат также охрану и уборку территории.
На вопрос о том, как местное население восприняло проект обустройства на Соленом современной зоны отдыха, в районной администрации ответили кратко: есть недовольные. А недовольство объяснили таким человеческим качеством, как зависть.
Так ли это? Почему жители, которые многие годы сердились на приезжих за шум, кучи мусора, битое стекло и ямы по всему берегу (гости обычно запасают грязь и глину, чтобы пользоваться ими в домашних условиях) и требовали навести на озере порядок, теперь против? Причина прозаична: окуневцы опасаются, что вслед за платой за стоянку и аренду шатра бизнес начнет брать деньги за все. Аргументы о том, что Водный кодекс гарантирует беспрепятственный доступ населения к озерам, рекам, ручьям, скептиков не убеждают.
Как бы то ни было, облагородить берега Соленого жизненно необходимо, иначе уникальное озеро можно безвозвратно потерять. Инвесторам же просто стоит встретиться с жителями и рассказать о своих намерениях, чтобы исключить недопонимание.