13.05.2021 22:00
Поделиться

В Москве стартует Международный театральный фестиваль имени Чехова

Чеховский фестиваль давно воспринимается как самый мощный международный форум шестой части суши. Прошлый год ударил по нему, как по всем театральным институциям, что при его масштабе кажется немыслимым и просто обидным. Отсматривая спектакли в любой точке мира и регулярно привозя их в Москву, Чеховский приучил публику к масштабу, обилию жанров и залихватскому "нет ничего невозможного".
предоставлено АТФ им. А.П. Чехова

Да, заявленную полгода назад программу этого года пришлось корректировать по ходу дела по правилам пандемии. И все-таки афиша искрит без скидок на обстоятельства. Чеховский фестиваль, скромно умалчивая о своей адской менеджерской работе, указывает на три сделавших афишу обстоятельства: поддержка Минкультуры России и департамента культуры города Москвы, понимание зарубежных партнеров, острое желание самого Чеховского фестиваля поддержать живой театр с артистом и зрителем без вмешательства монитора.

Итог - мировая серия 12 спектаклей из 10 стран мира и программа московских театров. Плюс до середины лета выставка open air на Никитском бульваре "Чеховские спектакли на Чеховском фестивале" - лучшие из 70 показанных в разные годы. Плюс расширение сроков - театры Индии и Японии покажут спектакли в сентябре и ноябре, что точно порадует нелюбителей летней Москвы.

Чеховский сполна представит тренд последних десятилетий на доминирование невербальных жанров. На сцене будут испанский фламенко, аргентинское танго, индийский катхак, североафриканский хип-хоп в умной французской упаковке, современный танец для связи слов в предложениях, новый цирк с цифровыми фокусами, все еще живая драма, синтез оперы и мультимедийного искусства и даже традиционный мугам.

Все, что вы хотели знать о традиционном феминизме, но стеснялись спросить, обещает показать спектакль-фламенко "Антиутопия" Патрисии Герреро (Испания) в конце мая на сцене "Геликон-оперы" при поддержке Посольства Испании в России. Качественный фламенко, кстати, - это не только напалм огненной страсти, как принято думать. Это еще и тонкое наблюдение за женской хрупкостью и уязвимостью.

Чеховский сполна представит тренд последних десятилетий на доминирование невербальных жанров

На сцене Театра имени Моссовета, традиционно дружелюбного к большим проектам Чеховского фестиваля, зажигают два роскошных спектакля. Аргентинская труппа танцовщика и хореографа Хермана Корнехо, известного в России сугубо как герой балета, представит все богатство танго, несправедливо сводимого к салонному танцу. Обещают лучших в мире тангерос и живой оркестр виртуозов: начало июня, "Танго после заката".

Давний знакомый, хореограф Мурад Мерзуки, покажет "Фолию" компании "Поль ан Сен", Франция. За годы общей работы Французского института в России и Чеховского фестиваля зрители могли бы не удивляться, но все равно ахнут от союза барочной музыки и хип-хопа в широких штанах.

Знакомая благодаря тем же кураторам компания "Руки, ноги и голова тоже" из Франции на макушке лета в середине июля представит "Высокие плато" со смесью поэзии и акробатики, и она тоже будет горячей.

Спектакли трех закавказских республик связывает только география. Нарине Григорян покажет поставленную в театре "Амазгаин" свою версию доброй "Пышки" Мопассана в конце июня. Апокалиптический "Конец игры" Национального театра им. Руставели от любимца Москвы Роберта Стуруа мягко жонглирует абсурдом Бэккета в философском формате - июнь-июль в Театре Моссовета. Баку в начале июля знакомит с древним искусством мугама: ансамбль Алима Гасымова с веской помощью средневековых персидских поэтов представит "Мир воздвигнут на любви" в Театральном зале Дома музыки.

Середина и конец августа дважды удивят непривычным Чеховым - насколько, судить можно в каждом конкретном случае.

Театр Габима и тель-авивский Театр Камери (часть культурной программы в честь 30-летия установления дипотношений между Россией и Израилем при поддержке Посольства Израиля в России) покажут "Трех сестер" на сцене Театра имени Маяковского.

Компания Умберто Орсини представит "Вишневый сад" в Театре имени Пушкина, двинув от Чехова в трагифарс с налетом итальянской комедии.

А первый аккорд Чеховского фестиваля выглядит по-настоящему про-мыслительно. Когда театр оправляется от шока и думает про дальнейшее житье, спектакль открытия испанской компании "Фура дель Бауш" с режиссурой давнего знакомого Карлуша Падрисса выводит на сцену зала "Зарядье" мировую сборную оперных солистов, ГАСО имени Светланова и Хор Минина.

Действо обещает рассмотреть наши фобии и надежды, объединив в питательную сценическую смесь вокал, спецэффекты, трюки и актерское мастерство в дивном, полном гармонии "Сотворении мира" Гайдна. Мир не будет прежним, кто бы спорил, но театр в нем точно останется.