Бум покупок через интернет в категории "Продуктовые магазины" начался не сразу после ухода россиян в затвор, а лишь во второй половине 2020 года. Однако тренд оказался устойчивым, и сегодня расходы на онлайн-заказ еды поступательно растут по всей территории РФ. То, что было вынужденной мерой, оказалось просто удобным для покупателей.
В исследовании учтены все онлайн-расходы на продукты питания собственно у ритейлеров и (оценочно) через электронные платформы-агрегаторы типа "Самокат" и "СберМаркет". Для общепита (категория "Кафе, бары, рестораны") были суммированы интернет-покупки и непосредственно в компаниях данного сегмента, и на платформах.
По регионам показатели, конечно, отличаются в зависимости от базы. Но общий потенциал сегментов e-grocery (доставка товаров повседневного спроса) и foodtech (производство, приготовление и доставка еды с использованием IT-решений) оценивается как высокий.
В первом квартале 2021 года, по данным Сбера, доля покупок, совершенных онлайн, в общей структуре трат в ресторанах и кафе выросла с 6,6 до 12 процентов, в продуктовых магазинах - с 1,7 до 2,9. Лидерами ожидаемо стали Москва и Санкт-Петербург. Три из пяти рублей, потраченных через интернет на продукты и блюда с доставкой в России, принадлежат жителям столиц. На заказы онлайн там приходится 15-20 процентов расходов на готовую еду и пять - шесть процентов расходов на продукты.
Вместе с тем довольно высокий уровень онлайн-расходов демонстрируют и другие регионы. Например, по доле таких трат в категории "Кафе, рестораны" (12-13 процентов) в топ-5 вошли Нижегородская и Самарская области, Ямало-Ненецкий АО. Места в первой десятке заняли также Тверская, Рязанская, Брянская и Орловская области. В категории "Продуктовые магазины" сразу после столиц расположился Татарстан, на седьмом месте по стране - Воронежская область (здесь через интернет делается 2,3 процента покупок).
"Несмотря на быстрый общий рост, доля интернет-расходов на общепит выше средней по стране только в восьми регионах. На продуктовые магазины - лишь в трех. Высокая концентрация таких услуг в ограниченном количестве крупных городов позволяет говорить о большом потенциале роста онлайн-продаж на региональных рынках. Он еще долго не будет исчерпан, - пояснили аналитики. - Можно предположить, что спрос активно реализовывается, как только появляется соответствующая логистическая инфраструктура".
По их наблюдениям, те компании из сферы общепита и продуктовой розницы, которые развивали онлайн-продажи еды и до пандемии, прошли кризисный год значительно лучше остальных. Наличие этого канала и быстрая адаптация бизнес-модели к новым условиям прибавили ресторанам и кафе до 10 процентов выручки. Существенный вклад в этот успех внесли сервисы по доставке еды, такие как Delivery Club. В целом же по общепиту динамика была отрицательной.
Аналогичным образом, в пределах 10 процентов в отношении "год к году", выросла и выручка продуктовых магазинов и супермаркетов, которые сумели оперативно организовать онлайн-продажи в течение 2020 года. Консерваторы же, делавшие ставку только на офлайн, столкнулись со снижением продаж, хотя спрос на продовольствие был стабилен.
"Объем онлайн-трат в ресторанах за последний год почти удвоился и устойчиво находится вблизи максимумов времен первой волны пандемии коронавируса (15,8 миллиарда рублей - за март 2021 года, 46,1 миллиарда - за первый квартал). При этом офлайн-выручка, по оценкам "СберИндекса", так и не восстановилась, - сообщается в исследовании. - В продуктовых магазинах и супермаркетах по итогам марта объем трат достиг 44,1 миллиарда рублей, за квартал - 108,9 миллиарда. Продажи исключительно офлайн характерны для небольших магазинов у дома, поэтому падение оборотов на один процент в данной группе отражает не только переток клиентов в онлайн, но и тот факт, что крупным сетям удалось пережить кризис с меньшими потерями".
Вместе с тем в категории "Продуктовые магазины и супермаркеты" доля онлайн-покупок остается крайне низкой. Судите сами: мартовский рекорд по России - всего 3,3 процента. Аналитики связывают это с тем, что здесь в принципе пока непопулярны безналичные платежи. По итогам первого квартала 2021 года доля безнала в food-ритейле была традиционно самой низкой среди основных потребительских сегментов - около 55 процентов. Но очевидно, что уход от наличных денег будет продолжаться, равно как и рост онлайн-потребления. А значит, впереди более впечатляющие рекорды.
Доля безналичных трат в расходах жителей крупных городов России приблизилась к 60 процентам. Об этом свидетельствуют данные совместного исследования "СберИндекса" и оператора фискальных данных "Платформа ОФД".
Прирост за первый квартал 2021 года составил 3,5 процентных пункта относительно октября - декабря 2020-го. За год показатель вырос на 6,3 пункта. Это самое крупное увеличение с 2018 года, превосходящее даже динамику во время острых стадий пандемии коронавируса, подчеркивают авторы обзора.
Однако в целом на фоне пандемии объем наличных средств в российской экономике увеличился, что отразилось на структуре крупных трат. Так, несколько уменьшилась доля безналичных транзакций в секторах "Электроника" и "Одежда". В категории "Строительные и хозяйственные товары" доля покупок по банковской карте в январе - марте была ниже, чем в начале 2020 года.
Популярность безналичных расчетов сейчас явно нарастает в северной части России. Среди передовиков по динамике - Якутия, Магаданская область, Ненецкий АО.
"Новой тенденцией стал активный отказ от кэша в центре России, - говорится в исследовании "СберИндекса" и "Чек Индекса" (аналитический портал "Платформы ОФД"). - По итогам первого квартала в топ-10 вошло сразу шесть регионов Центрального федерального округа, причем впечатляет средний темп роста безналичных расчетов - 7,2 процентных пункта. Но порог в 60 процентов безнала в структуре расходов преодолело только четыре из 17 регионов ЦФО: Москва, Московская, Воронежская и Ярославская области. Брянщина же входит в десятку самых "наличных" регионов страны".
Темпы прироста безналичных платежей сегодня выше средних по округу в Тамбове, Владимире, Брянске, Воронеже, Калуге и Курске. Это стоит учитывать местному бизнесу. Не секрет, что многие небольшие фирмы и ИП, занятые торговлей продуктами, все еще избегают безналичных расчетов с покупателями. Предпринимателей смущает размер банковской комиссии, и на продовольственных ярмарках нередко можно встретить предупреждающие надписи вроде "Терминала нет и не будет!". Максимум, на что готовы консервативные торговцы, - принимать оплату на личную карту по номеру телефона...
"Рост безналичного оборота не следует списывать на временное изменение потребительских предпочтений в ситуации пандемии, - предупреждают эксперты. - Россияне активно возвращаются к привычным походам в магазин - об этом свидетельствует снижение среднего чека в большинстве категорий. Если в течение 2020 года люди совершали покупок меньше, но на крупные суммы, то сейчас тенденция обратная".