Поделиться

    В Ростове торговцам с закрытых рынков предложили новые рабочие места

    Оптово-розничные рынки под Ростовом закрыты по решению суда. Предпринимателям предлагают новые торговые места.
    Четвертую неделю предприниматели, торговавшие на закрытых в конце апреля оптово-розничных рынках под Ростовом, ждут решения своей дальнейшей судьбы и несут миллионные убытки. На компенсационные торговые места, предложенные администрацией города и области, согласились далеко не все. В самую сложную ситуацию попали владельцы торговых павильонов, многие из которых построены, кстати, на заемные средства. В народе закрытые рынки уже окрестили ростовским "Черкизоном" (Черкизовский рынок в Москве, закрытый в 2009 году по решению властей). Однако эксперты отмечают, что в истории с ростовскими рынками есть принципиальные отличия.

    27 апреля сотрудники правоохранительных органов оцепили четыре крупные торговые площадки, расположенные у въезда в Ростов вдоль трассы М4, начались проверки, в которых приняли участие более 3,5 тысячи силовиков. Известно, что рынки стали проверять в связи с уголовным делом главы Аксайского района (где и расположены рынки) Виталия Борзенко и ряда предпринимателей, которых подозревают в организации преступного сообщества, присвоении земельных участков и организации на них незаконной торговли. 29 апреля Аксайский районный суд вынес определение о приостановке торговли на рынках и наложении обеспечительных мер на участки до окончания проверки.

    Впрочем, на одной из торговых площадок, "Классик", работа возобновилась уже на следующий день. По данным региональных властей, она имеет официальный статус розничного рынка в отличие от авторынка "Алмаз", универсального рынка "Атлант" и рынка "Овощной", которые закрыты до сих пор.

    В общей сложности, по данным уполномоченного по правам предпринимателей в Ростовской области Олега Дерезы, из-за закрытия рынков пострадали порядка 3,5 тысячи предпринимателей и около 10 тысяч наемных работников, подавляющее большинство которых никаких законов не нарушали и исправно платили все положенные налоги и сборы. По распоряжению губернатора Василия Голубева был создан штаб, который должен разобраться в ситуации и обеспечить максимальную защиту законопослушных торговцев.

    В частности, чтобы смягчить удар по бизнесу, власти оперативно нашли свободные места на нескольких ростовских рынках, а торговцам овощами и фруктами отдали старый ростовский аэропорт. Здесь организовали "постоянно действующую универсальную ярмарку", где в основном идет торговля овощами и фруктами с грузовых машин (именно так работали на большей части рынка "Овощной"). Управление ярмаркой поручили Донской торговой компании, которая является "дочкой" Региональной корпорации развития (РКР).

    По данным местного правительства, на территории бывшего аэропорта более тысячи торговых мест, их количество планируют увеличить. На все майские праздники места предоставлялись бесплатно. С 12 мая за въезд на площадку и за место стали взимать плату. По информации РКР, плата за въезд автомобиля типа "Газель" составляет 350 рублей, за аренду торгового места - 900 рублей в день. Предпринимателю, торгующему с десятитонного "камаза", придется заплатить 800 рублей за въезд и 1400 - за торговое место. Для владельцев фур плата составляет 1600 и 1850 рублей соответственно.

    Эти тарифы на 20 процентов ниже, чем были на закрытых ныне рынках, уверяют в РКР. При этом оговаривается, что действовать такие расценки будут до конца месяца.

    Данное решение вполне устроило большинство предпринимателей, торговавших на "Овощном". Совершенно иная ситуация с владельцами торговых павильонов на "Атланте" или "Алмазе". По словам Олега Дерезы, на компенсационные торговые места (помимо аэропорта, власти предложили порядка 9 тысяч мест в разных районах Ростова) согласились только 210 из них.

    "У нас не торговые лотки, а магазины до 1000 квадратных метров. С помощью наших торговых центров осуществляется оптово-розничное снабжение всего ЮФО и прилегающих областей. Сотни предприятий России, ближнего и дальнего зарубежья реализуют свою продукцию и имеют представительство в этих ТЦ. Сегодня мы терпим многомиллионные убытки и не знаем, что будет завтра", - говорится в коллективном обращении предпринимателей, размещенном в интернете.

    "Мэрия разрабатывает план для выделения земли, чтобы мы могли туда переехать, но это не выход! У нас нет средств для нового строительства", - добавляют предприниматели.

    Региональные власти предложили им взять льготные займы - до пяти миллионов рублей под 4,5 процента годовых по программе "Рестарт" и до 500 тысяч рублей, а также заем под 1 процент по программе "Самозанятый". Как отметили в областном правительстве, ими предприниматели могут воспользоваться в том числе для погашения банковских кредитов, закупки товаров, уплаты налогов. В центре "Мой бизнес", специалисты которого подготовили это предложение, уверяют, что для оформления займа потребуется минимальный пакет документов, а заявка будет рассмотрена за один день.

    Однако предприниматели за такой поддержкой не спешат. С помощью петиций, на встречах с представителями власти, в социальных сетях они просят "просто дать им возможность работать" на старых местах.

    - Сегодня главный вопрос, откроются ли рынки. И однозначного ответа на него пока нет. Дело в том, что у ростовских рынков есть одно существенное отличие от московского "Черкизона": они закрыты не по решению властей, а в судебном порядке. Решение суда вступило в законную силу, оно выполняется, - сказал "Российской газете" Олег Дереза.

    Получается, что возможности повлиять на ситуацию, тем более открыть рынки волевым решением у той же исполнительной власти, к которой сегодня обращаются предприниматели, не так уж много.

    - При этом региональные и местные власти не устраняются от этой ситуации. Идут постоянные консультации, переговоры, поиски решения, диалог с предпринимателями, - отметил Олег Дереза.

    По его словам, предполагаемый срок окончания проверок - 26 мая. Однако гарантий, что после этой даты рынки под Ростовом откроются и все вернется на круги своя, не даст никто, ведь проверка может выявить нарушения, на устранение которых потребуется неопределенное время. Кстати, договор аренды с собственником территории старого аэропорта Донская торговая компания заключила на 11 месяцев. Вряд ли арендованный участок будет простаивать.

    Поделиться