Токон Мамытов, омбудсмен КР, экс-вице-премьер по безопасности, правопорядку и вопросам границ:
- События последних 10 лет на киргизско-таджикской границе явно свидетельствуют, что с каждым годом ситуация становилась все хуже. Напряжение между сторонами нарастало. Увеличивалось количество инцидентов, число участников, конфликтов, росло влияние на обстановку различных факторов. В результате случилось то, что случилось, - погибли мирные жители, военнослужащие, разрушены жилые дома, десятки тысяч людей бежали, спасая свои жизни.
Почему это произошло? У трагедии есть как внешние, так и внутренние причины. Первые связаны только с Таджикистаном. Вторые - с потерей контроля киргизской стороной над ходом и развитием процессов на границе. Проще говоря, мы пустили все на самотек. Хуже всего, что было допущено снижение роли государства и местных органов власти в решении проблем в конфликтном регионе. И сегодня вместо того, чтобы управлять ситуацией, мы оказались ее заложниками.
Владимир Зайнетдинов, пресс-секретарь Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ):
- Как только произошли трагические события на таджикско-киргизской границе, ОДКБ отреагировала в тот же день. В то время в Душанбе проходили заседания сначала совета министров обороны, а затем комитета секретарей советов безопасности организации. Находившийся 29 апреля в столице РТ генеральный секретарь ОДКБ Станислав Зась обсудил сложившуюся ситуацию с секретарями советов безопасности Таджикистана и Киргизстана.
- В ОДКБ считают, что данный конфликт должен был немедленно прекращен, - заявил он. - Его нужно решать исключительно мирным путем за столом переговоров. ОДКБ готова оказать Киргизстану и Таджикистану всю необходимую помощь в разрешении конфликта в случае их обращения к организации с соответствующей просьбой. Невозможно допустить дальнейшую гибель и страдания людей. Уверен, что у руководства обоих государств достаточно мудрости и решимости для того, чтобы урегулировать сложный пограничный вопрос в рамках переговорного процесса по делимитации и демаркации государственной границы.
Сегодня многие спрашивают, почему ОДКБ не вмешалась в противостояние напрямую. Для того чтобы организация предприняла какие-либо действия, должны быть соответствующие обращения сторон, но ни Таджикистан, ни Киргизстан этого не сделали. Более того, киргизская сторона в лице пресс-секретаря президента КР Галины Байтерек официально заявила, что "необходимости в помощи ОДКБ в настоящее время нет". Поэтому оснований для "вмешательства" не было. Упреки и претензии в адрес ОДКБ абсолютно надуманны и не имеют под собой никаких оснований.
Тем не менее мы самым внимательным образом продолжаем следить за тем, что происходит на киргизско-таджикской границе, и готовы оказать необходимую помощь. В ОДКБ приветствуют достижение договоренностей о прекращении столкновений, отвод дополнительных воинских подразделений с боевой техникой и стремление к урегулированию спорных вопросов политико-дипломатическими методами в духе союзничества и добрососедства, лежащем в основе деятельности организации.
Аскар Бешимов, профессор Дипломатической академии МИД КР:
- Мы думали, что наши официальные договоренности с Таджикистаном не позволят случиться тому, что случилось. Но теперь возник вопрос, можно ли после конфликта с такими последствиями для нас апеллировать к Договору о дружбе и сотрудничестве между двумя странами.
На территориях, где все произошло, будет производиться международный аудит, фиксация фактов разрушений, гибели людей. Без каких-либо обвинений. Оценивать нанесенный ущерб и вырабатывать рекомендации будут несколько международных миссий. Наша задача - довести до мировой общественности информацию, что это была не просто очередная стычка жителей приграничных сел.
Что касается реакции ОДКБ на конфликт на границе, то, на мой взгляд, республика должна на ближайших заседаниях организации поставить вопрос о действиях структуры при подобных региональных событиях.
Александр Зеличенко, директор общественного фонда "Центральноазиатский центр наркополитики":
- Мог ли быть причиной того, что произошло на киргизско-таджикской границе, наркотрафик, как можно услышать сегодня? Полагаю, нет. В словосочетании "наркобизнес" ключевое слово "бизнес". А ему, как известно, не нужен хаос. У него все схвачено, все движется в нужном направлении. Поэтому организатором конфликта этот самый наркобизнес не был и вообще вряд ли принимал какое-нибудь участие в организации противостояния.
На мой взгляд, на пострадавших территориях подобных боестолкновений больше не случится, но теперь намного чаще, чем раньше, там будут происходить так называемые кетменные войны. Ведь за 30 лет после развала СССР выросло поколение тех, кто не знает, что такое братский народ, и живет согласно принципу "вот моя земля, вот - твоя, а это граница между нами". Они привыкли к тому, что сегодня прав тот, у кого больше силы и денег.
Государство в наши дни не может быть слабым. Когда после вторжения боевиков в Баткенскую область в конце 1990-х говорили, что страна не была готова к такому развитию событий, с этим можно было согласиться. Но неужели никто не заметил подготовки к тому, что произошло на границе в конце апреля - начале мая 2021 года? Я подчеркну: сегодня рассчитывать нужно в первую очередь на себя. Это вопрос отношений только двух республик, руководству которых должно хватить мудрости для решения приграничных проблем мирным путем.
Акрам Мадумаров, экс-губернатор Баткенской области КР:
- В процессе решения приграничных вопросов должны участвовать только два государства - Киргизстан и Таджикистан. Я это говорю как бывший полномочный представитель правительства в Баткенской области, много раз встречавшийся с коллегами из соседней республики для обсуждения различных тем. Проблем много. К примеру, нехватка воды для полива, пастбищ для выпаса скота. Главные - отсутствие доверительных отношений между людьми, утвержденных участков госграницы между странами. Процесс их согласования идет, остаются самые сложные для разграничения территории - плотно заселенные. Совместное заявление сторон об описи 112 километров границы как раз касается таких участков. Сам факт, что страны договорились об этом, - шаг вперед. Необходимо проводить интенсивные переговоры и дальше.
Для решения проблем Баткенской области, которая считается депрессивной, правительство Киргизии подготовило законопроект о придании региону особого статуса. Документ внесен в парламент как неотложный и будет рассмотрен депутатами во внеочередном порядке.
В законопроекте предлагается создать благоприятные условия для социально-экономического развития области. В том числе - образовать координационный совет для осуществления мониторинга, оценки и контроля программ развития; обеспечить действие механизмов льготного финансирования, особого режима госзакупок и предоставления госуслуг населению. Эти и другие меры, как надеются в кабмине, выведут развитие Баткенской области КР на новый уровень.
Стоит напомнить, что с инициативой придания региону особого статуса парламентарии выступали еще в 2015 году.
Справка "РГ"
До октября 1999-го три района - Лейлекский, Кадамжайский и Баткенский - входили в состав Ошской области КР. После того как их дважды атаковали боевики Исламского движения Узбекистана, первый президент Аскар Акаев принял решение сформировать на юге республики еще одну отдельную административно-территориальную единицу - Баткенскую область. Глава государства объяснил это необходимостью на месте оперативно решать вопросы, связанные с национальной безопасностью и социально-экономическим развитием, а не ждать, пока это сделает центр.