Новости

27.05.2021 19:21
Рубрика: Культура

Теперь у Лувра женское лицо

Главный музей Франции возглавит Лоранс де Кар
Во французской столице состоялась премьера. Впервые за всю историю Лувра, главного музея страны, его возглавит женщина. Это нынешняя директриса музея Орсе 54-летная Лоранс де Кар.
Мадам де Кар пообещала президенту Франции повернуть Лувр в большей степени, чем это было раньше, лицом к новым поколениям. Фото: Gettyimages

На этот престижный пост претендовало несколько человек, включая действующего руководителя Лувра Жана-Люка Мартинеза, который, заметим, предпринял немало усилий для того, чтобы остаться в этом кресле еще на один трехлетний срок. Однако Эмманюэль Макрон, а подобные знаковые назначения являются его президентской привилегией, решил иначе. Судя по всему, не только для того, чтобы отдать дань принципу гендерного равенства, по которому во Франции, к примеру, формируется правительственный кабинет. Как здесь считают, определяющую роль сыграли опыт и личные качества Лоранс де Кар.

Дочь парижского журналиста и внучка писателя, она считается одним из лучших французских специалистов по искусству XIX и начала XX веков. В музей Орсе в качестве куратора живописи пришла в 1994 году, где устраивала многочисленные целевые выставки, устанавливая связи практически со всеми крупнейшими музеями мира и частными коллекционерами.

В 2014 году Лоранс де Кар была назначена директором столичного музея Оранжери, а спустя три года - музея Орсе. А до этого ей довелось в течение ряда лет потрудиться во французском агентстве France-Museums, где, в частности, занималась художественным наполнением масштабного проекта "Лувр в Абу-Даби". Так что специфику и особенности нового места работы она знает не понаслышке.

Можно предположить, что хозяину Елисейского дворца также понравилось ярко выраженное стремление мадам де Кар повернуть Лувр в большей степени, чем это было раньше, лицом к новым поколениям. Об этом, кстати, она заявила сразу после своего назначения.

"Лувр может многое сказать молодежи, и это будет моим главным приоритетом в ближайшие годы", - подчеркнула Лоранс де Кар в интервью радиостанции France Inter и добавила: "Лувр может быть поистине современным музеем, открытым современности, одновременно рассказывая о прошлом, с которым она неразрывно связана". Судя по всему, одним из первых шагов, который музейная начальница уже озвучила, станет продление часов работы Лувра в вечернее время. В том же интервью она напомнила о том, что таким образом молодежь получит возможность бывать в его стенах и после работы.

Еще одним новшеством может стать то, что Лоранс де Кар назвала "открытостью" по отношению к окружающему миру, имея в виду "все виды искусства и всех артистов". Собственно, такую политику она проводила в последние годы в музее Орсе. Так, во время выставки "Дега и Опера" в музее выступала балетная труппа Парижской оперы, а на вернисаже "Голубой и Розовый периоды", посвященном Пикассо, приглашались артисты цирка.

Надо сказать, что Лоранс де Кар не скрывает свои взгляды и вполне определенно высказывается по острым темам. Так, после публикации в The New York Times статьи "Не пора ли отменить Гогена?", в которой художника обвиняли в интимных отношениях с юными девушками во время его полинезийского периода, она заявила, что "цензура недопустима", а "о мастере надо судить по меркам того времени, в котором он жил, а также по вкладу в мировое искусство".

Одним из первых шагов, который Лоранс де Кар уже озвучила, станет продление часов работы Лувра в вечернее время 

Здесь также обратили внимание на то, что Лоранс де Кар стала инициатором возвращения еврейской семье родом из Австрии картины Климта "Розы в тени деревьев" из коллекции музея Орсе. Оказалось, что полотно было конфисковано нацистами в 1938 году. Многие были против этой инициативы, но мадам директорша смогла настоять на своем.

И еще. Лоранс де Кар поставила точку в вопросе о предоставлении "Джоконды" другим мировым музеям, к чему ранее склонялось руководство местного минкультуры. Она прямо заявила, что состояние картины запрещает "всякие путешествия". "Пусть люди приезжают в Париж, - подчеркнула Лоранс де Кар.- Ведь это огромное преимущество мировых музеев, когда можно всегда там побывать и увидеть шедевр на своем месте".

Культура Арт Музеи и памятники В мире Европа Франция