Это театральная история. Лев Гурыч, провинциальный актер, считает, что его дочь Лизонька талантлива и достойна главной роли. Но примадонна труппы Сурмилова, с тяжелым характером и большими связями, ни за что не уступит. Интриги, зависть, обман. И ревность, любовные приключения. Сбудется ли мечта Синичкина?
Зрители старшего поколения помнят музыкальный фильм "Лев Гурыч Синичкин". Снял его в 1974 году ленинградский режиссер Александр Белинский. С замечательным актером-комиком Николаем Трофимовым в главной роли (тогда - актер БДТ, впоследствии - народный артист СССР). Трофимов играл эту роль и в спектакле Акимова в Ленинградском театре комедии.
А вообще история Синичкина очень давняя. В 1840 году актер Императорского Московского театра Дмитрий Ленский создал водевиль "Лев Гурыч Синичкин", основанный на французском произведении "Отец дебютантки". Сохранив изящную галльскую интригу, он перенес действие за родные кулисы и остроумно насытил повествование правдой русской жизни и русского характера.
Артист Ленинградского театра комедии Алексей Бонди в 1945 году оживил этот милый старинный водевиль, переписав текст, очистив его от устаревших поворотов интриги, обветшавших куплетов и острот. Спектакль Николая Акимова "Лев Гурыч Синичкин" в апреле 1945 года показали в Москве, и именно "Синичкиным" в декабре того же года открылся Театр комедии после четырехлетнего отсутствия в Ленинграде.
В 1962 году Акимов снова поставил "Синичкина". Главные роли исполнили Николай Трофимов (Лев Гурыч), Ирина Зарубина (Сурмилова), Вера Карпова (Лиза). Спектакль шел в театре долго и успешно.
И вот новая редакция, современная. Хотя есть тут князь и граф, и камердинер. Кажется, все актеры просто счастливы, купаются в этом "безумстве", одно удовольствие играть такую пьесу, "театр в театре", работать с талантливым, изобретательным режиссером, воплощать его фантазии. В роли Льва Гурыча Синичкина играет заслуженный артист России Николай Смирнов. Очаровательная Лиза Синичкина - молодая Анна Саклакова, принятая в труппу в прошлом году после окончания РГИСИ. Народная артистка России Ирина Мазуркевич играет первую актрису труппы Раису Миничну Сурмилову, капризную премьершу.
Драматурга Борзикова ("писаку", пьесы сочиняет и под псевдонимом "Борзе", пишет о них в газетах) блистательно играет Виталий Кузьмин, режиссера Налимова - Александр Корнеев, содержателя театра Пустославцева - Владимир Миронов. Прекрасные роли у Игоря Лепихина (граф Зефиров, художник, "творец, гений, новатор"), у Алексея Красноцветова (ветреный князь Ветринский, баловень судьбы, красавец, гусар). Вызывают хохот и аплодисменты актеры, которым достались роли первого любовника, Нептуна, раба, веселых утопленниц. И публику не забыли ("кормилица"), и критикам досталось: "Вон сидят - зубы навострили".
"Лев Гурыч Синичкин", можно сказать, - пыльная архаика. Почему вдруг пьеса приглянулась вам? И разве водевиль интересен сегодня молодому зрителю?
Виктор Крамер: Мы с вами стоим напротив барельефа, посвященного Николаю Павловичу Акимову, где оказались запечатлены именно Синичкин и Лиза, отец с дочерью за руку, хотя у Акимова было немало выдающихся спектаклей. Значит, в этом материале есть тайна, магия, которая заставляет возвращаться к нему в разные времена.
Худрук Комедии Татьяна Казакова предложила мне обратить внимание на пьесу Бонди. Сюжет мне показался забавным. Многие из нас с детства знают его благодаря фильму Александра Белинского. Мы адаптировали материал, поменяли ситуации, переписали сцены - так же когда-то сделал Бонди. Вадим Жук написал замечательные стихи. Композитор Сергей Ушаков - новую, на наш вкус, отличную музыку. Это новое прочтение знаменитого сюжета, наше представление о жизни, театре, юморе. Жизнь ведь не стоит на месте, многое изменилось за эти годы. Что-то в этом тексте осталось для нас ярким, смешным, трогательным, а что-то уже ушло.
С удовольствием снова работали в акимовской Комедии?
Виктор Крамер: Театр для меня не чужой. В разные годы я сделал здесь два спектакля. Сначала - "Страсти по Мольеру" (по текстам Булгакова и Мольера) - со старой акимовской гвардией: Равикович, Милиндер, Воропаев, Улитин, Никитенко. Потом поставил "Свидания в предместье", по пьесе Вампилова "Старший сын", Анатолий Юрьевич Равикович играл Сарафанова. И вот новая история, в ней есть мои любимые артисты, с которыми я работал: бесподобная Ирина Мазуркевич (она играла в тех двух спектаклях), уникальный артист Николай Смирнов.
Акимов ставил "Синичкина" и сам оформлял спектакль. Вы также выступаете здесь художником-постановщиком.
Виктор Крамер: Последние 15 лет я, в основном, занимаюсь и сценографией своих спектаклей. Еще в театре "Фарсы" это делал - это была вынужденная мера. Мне так проще - я придумываю образ спектакля, визуально. Иногда сотрудничаю с хорошими художниками. Недавно прошла премьера во МХАТ имени Горького, "Лес", там мои, очень сложные, декорации. Сейчас ставлю в МХТ имени Чехова "Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена" (пьеса написана при участии Константина Хабенского), там тоже моя декорация.
Почему на постановку пригласили поэта Жука? Какую задачу поставили перед вами: перевести пьесу в стихотворную форму, написать тексты для зонгов?
Вадим Жук: Водевиль - французское слово, означает "городская песня". Родился во Франции. Жанр привился в России к 1830-1840 годам, настолько ярко, что даже вытеснил некоторые другие.
"Лев Гурыч Синичкин" - прелестный водевиль. Пьеса легкая, поддается трансформации, и режиссер Крамер попросил меня написать песни. Они должны быть абстрактными, относиться к любым временам, не только к 19 веку.
С Виктором Крамером работать очень интересно. Мы когда-то делали вместе продолжение мюзикла "Веселые ребята" в продюсерском центре Ирины Апексимовой. А еще у нас был проект в Эрмитажном театре - "Русский Гамлет: действующие лица и исполнители", акция двух музеев, Эрмитажа и Театрального музея. Я написал пьесу, и Виктор ставил.
Водевиль - не устаревший сегодня жанр?
Вадим Жук: Не думаю. Публика ходит на мюзиклы, оперетты, комедии. Крамер не тот режиссер, который будет ставить "устарелое". И если в произведении есть жизнь, пульс, он поймает этот пульс и сделает его пульсом современного театра. Умный, тонкий режиссер, хорошо знающий мировые достижения театра. Он и художник этого спектакля, сам конструирует сцену, как ему удобно для выражения своих идей.
Вы написали в соцсетях: "Какая все-таки радость работать в театре и для театра!". Давно не сотрудничали с театрами?
Вадим Жук: Довольно часто сотрудничаю, и эта радость всегдашняя. Работал актером и как драматург. В конце прошлого года состоялась премьера мюзикла для детей в прекрасном петербургском театре "Зазеркалье" - "Путешествие Муравьишки, или От рассвета до заката". Композитор - Роман Львович, я писал либретто. В марте была премьера в Рязанской драме - музыкальный спектакль "Шинель - Пальто" по Гоголю выпустил худрук "Школы современной пьесы" Иосиф Райхельгауз, музыка Максима Дунаевского. Я написал либретто сначала для московского театра, и там четыре года назад вышел спектакль. Сейчас в работе еще одна моя пьеса - пока не расскажу об этом.
Зрители любят спектакли Крамера, актеры с удовольствием работают с ним. Ваши наблюдения, ощущения?
Николай Смирнов: У меня с Виктором Крамером были две совместные работы - в Театре имени Андрея Миронова: "Гражданин Р.Ф." - к юбилею Рудольфа Фурманова, и сейчас там играем бродвейскую комедию "Музыка небес". "Синичкин" - третья встреча.
Материал замечательный. И работа с Крамером - это удовольствие, это сказка, космос! Режиссер-интеллектуал. Не повышает голоса, никого не обидит, не оскорбит, всегда с юмором. Придумывает, показывает, заводит. Создает команду, у него все работают, только взглянет, и мы понимаем, чего он хочет добиться. У меня много любимых режиссеров, не хотел бы кого-то обидеть, но Крамер - действительно один из лучших в стране режиссеров. Ему подвластна любая постановка - классика, комедия, драма, мюзикл. У нас за столом во время разбора пьесы почти весь спектакль был уже сделан, мы сыграли его, не вставая, как радиоспектакль.
У Крамера школа какая! Мастерская Георгия Александровича Товстоногова, замечательные педагоги и сокурсники. С таким человеком работать - счастье. Правда, тяжело, не скрою, очень сложный спектакль. У Виктора все спектакли сложные.
Роль Синичкина тяжелая - физически, сильно нагруженная действием, движениями, песнями, музыкой. Я даже в какой-то момент пожалел, что согласился на эту роль. Не думал, что водевиль окажется таким трудным. Надо все успеть. Не забыть, что положить в ящик в эту минуту, слышать музыку, двенадцатую долю, успеть туда, сюда, при этом текст произносить. И причесаться, штаны натянуть. Это не Чехов, где герои сидят за столом, обедают и беседуют: "Леонид Андреевич, какая нынче погода замечательная!" Кручу, верчу, бегу, падаю на колени, не останавливаюсь. Я два кило теряю на этом спектакле. У меня глаза и на затылке, и на локте, чтобы не налететь на кого-то, чтобы на меня декорация не наехала. Актер здесь должен быть максимально сосредоточен, реакция невероятная.
А мне через год 60. И вес 115 кг, а беговая дорожка, по которой бегу на сцене, выдерживает 120. Не дай бог сломается, думаю!
Николай Трофимов играл эту роль на этой же сцене.
Николай Смирнов: Трофимову было 42, когда он играл Синичкина в спектакле Акимова. Я, конечно, не видел ту постановку. Но в 1990-е я работал в БДТ, играл в "Пиквикском клубе" с Николаем Николаевичем.
До начала спектакля еще несколько минут. У Ирины Мазуркевич уже все готово - прическа, грим, костюм. Ее героиня ни за что не даст сыграть роль молоденькой дебютантке (иначе "новая звезда взойдет на небосклоне"). Обращаю внимание, что на платье актрисы украшение - извивающаяся серебристая змея. И задаю вопрос: "Змея как символ того, что ваша героиня, как пишут, стервозная женщина, настоящая змея?"
Ирина Мазуркевич: Ну нет. Это я случайно дома нашла и нацепила. У меня просто в песне есть такие слова: "Змея-разлука кольцо свила…".
Интересно сыграть такую приму?
Ирина Мазуркевич: Артисток я поиграла немало, и прим в том числе. Все они с характером, но все разные, как и жанры спектаклей (комедия, драма, мюзикл). И всегда нужно искать в биографии своего персонажа, почему, что, как. Тут у моей Раисы драма: ее бросил молодой любовник, жизнь рушится. Разве можно осуждать ее за такое поведение? Любую женщину можно понять, артистка она или не артистка.
С режиссером Виктором Крамером вы прежде уже работали.
Ирина Мазуркевич: Да, несколько лет назад, дважды. У него особенные методы, с которыми я до него не встречалась. За эти годы он стал просто супермастером в своем деле. У Крамера всегда есть "группа поддержки", команда, которая ему помогает - по свету, звуку, музыке, танцам, и артистов он организует так, что каждый обязательно что-то привносит во время репетиций в спектакль. Он будит фантазию, как кукловод управляет ниточками, и в результате рождается совместное детище.
Ближайший показ спектакля - 15 июня.
Виктор Крамер окончил Псковский педагогический институт и Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии. Был главным режиссером центра "Академия дураков" Славы Полунина, преподавал в Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства.
В 1992 году создал независимый театр "Фарсы", один из лучших в России. Через 15 лет театр закрылся.
Поставил несколько драматических и музыкальных спектаклей на знаменитых театральных сценах мира, среди которых La Scala (Милан), Hackney Empire (Лондон), Théâtre du Châtelet (Париж), Большой театр (Москва), Мариинский театр (Санкт-Петербург). Лауреат многих престижных театральных премий.