В службе занятости Смоленской области самый длинный курс переподготовки длится 680 часов (17 недель) и дает специальность "машинист экскаватора". Обучается группа, и через четыре с лишним месяца регион получает 8-10 свежеиспеченных экскаваторщиков. При этом сайт службы занятости показывает, что с января по конец мая 2021 года в регионе было всего 20 таких вакансий. На той же Смоленщине 640 часов (четыре месяца) длится обучение по специальности "крановщик". За период с начала 2021 года интерактивный портал службы занятости области выдает всего 16 вакансий крановщиков. Это так немного, что закрыть потребность работодателей можно было бы и без организации курсов. Эффективны ли государственные затраты на них? Ответ будет отрицательным. Но есть и еще более красноречивые примеры.
Республика Саха (Якутия) славится месторождениями алмазов. Поэтому специальности "огранщик алмазов" и "ювелир-монтировщик" в перечне программ переобучения безработных выглядят совершенно естественными. Обучение длится три с половиной месяца - не самый короткий срок. Но ни одной вакансии по запросу "ювелир" портал центра занятости региона не выдает. Тот же самый результат на сайте Superjob: из 215 вакансий ювелира ни одной в Якутии, больше половины приходится на ЦФО. Что это: инертность системы переподготовки, которая переполнила рынок труда в республике, или отсутствие актуальной информации о его потребностях?
В Ингушетии служба занятости активно приглашает на переобучение женщин, находящихся в декретном отпуске. Есть мотивирующий ролик, есть красочная презентация, нет одного - специальностей, которые предлагаются молодым мамам.
В любом случае, мы видим какую-то несбалансированность системы, в которой взаимодействуют три участника: работник, работодатель и государство. В наших примерах или работник не получает необходимой информации, или у работодателя нет потребности в кадрах, которые активно готовит государство в лице службы занятости. То есть явно нарушена коммуникация. А в этом диалоге всем участникам важно быть услышанными.
И здесь хотелось бы сказать о работодателях. Если интересы соискателя в общих чертах понятны - получить работу и достойную оплату, если государство должно быть гарантом трудовых и конституционных прав, то интересы работодателя имеют сложную структуру.
Кадровая работа становится все более тонкой, учитывающей множество факторов. Работодателю важна не только специальность кандидата, но и его базовые компетенции: эмоциональные, коммуникативные, волевые качества, которые многое решают даже в низовом звене. Важны и дополнительные навыки. Просто владение специальностью еще не делает человека востребованным. Те же экскаваторщики или швеи могут работать как в большом коллективе, так и почти самостоятельно, получая задачу на день. Понятно, что во втором случае человек должен обладать более высоким уровнем самоорганизации, самодисциплины - это очень важно для нанимателя и не слишком значимо для службы занятости.
В связи с этим, возможно, будет разумным часть функций по переобучению передать работодателю. Он знает, сколько людей и с каким компетенциями ему нужны, более гибко реагирует на изменение рынка труда. Государство же может компенсировать ему часть затрат на переобучение и проследить за соблюдением прав будущего работника.
Или же службам занятости необходимо работать в более тесном контакте с работодателем. Удачным примером чуткого реагирования на запросы и бизнеса, и соискателей стал московский центр "Моя карьера". Там есть система тренингов, развивающих дополнительные компетенции. Человеку формируют индивидуальную карьерную карту. Центр формирует банк соискателей и занимается рекрутингом под запросы компаний. Большую часть пути потенциальный работник может пройти дистанционно: тесты, результаты, рекомендации по недостающим компетенциям. Кроме того, у службы существует два списка специальностей, по которым можно пройти переобучение: один состоит из профессий, востребованных на рынке, второй - гораздо более узкий - из специальностей, по которым гарантировано трудоустройство (по договорам с московскими компаниями). Таких специальностей 10: "сестринское дело", "общий массаж", "специалист по профстандарту", "методика и технология организации дистанционного обучения в образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС"... Тут мы видим диалог, где стороны учитывают пожелания и возможности друг друга.
Думаю, в регионах площадками для таких диалогов могут стать региональные общественные палаты. Они могут не только организовать разговор, но и выступить модераторами сотрудничества между службами занятости, работниками и нанимателями.