Выпуском сладкой газировки в регионе занимается десять компаний. Дела у них идут неплохо. Ведь в 2020 году многие предприятия столкнулись с серьезными проблемами и снизили производство, а прохладительных напитков стали выпускать только больше, нарастив мощности до 135,5 миллиона литров в год.
Как сообщили в комитете по пищевой и перерабатывающей промышленности Ставрополья, сейчас в крае делают лимонады как классические, известные покупателю не один десяток лет, так и новые, причем некоторые и вовсе экспериментальные. С конвейеров сходят безалкогольные напитки с привычным вкусом груши, крем-соды, тархуна, колы, черники, а любителям экзотики предлагают газировку с ароматом лаванды, фейхоа и киви, гуавы и розы, имбиря и лимона. Последние начали выпускать как раз к началу лета. Впечатления от новой линейки высказал даже глава региона Владимир Владимиров:
- Конкурентоспособность ставропольской продукции подтверждена многими наградами российских и международных форумов. Этот рынок является одним из самых перспективных, и наша задача не просто удержать позиции, а завоевать новые ниши. Теперь слово за потребителями. Чтобы найти напиток на свой вкус, нужно пробовать как можно больше.
Как рассказал корреспонденту "РГ" директор одного из магазинов Ставрополя Алексей Макеев, спрос на лимонады в последний месяц значительно вырос:
- Как только потеплело, продажи пошли хорошо. Когда наступает жара, то и дети забегают, и взрослые покупают, выезжая куда-то на природу. В 2020 году из-за пандемии сбыт просел. Лимонад, наверное, не тот напиток, который принято пить дома, в основном им охлаждаются на улице. А прошлым летом наши граждане больше времени проводили в своих квартирах, и товар просто не расходился, заказ даже сокращали.
Часть ставропольских напитков уходит на экспорт. Например, одно из предприятий поселка Иноземцево, расположенного рядом с курортным Железноводском, экспортирует лимонады и минеральную воду уже 20 лет. Как сообщил заместитель гендиректора по производству Владимир Бабаянц, недавно появилась возможность поставлять их и в европейские страны.
- Мы получили сертификат, дающий нам право торговать в еврозоне. Кроме того, удачной оказалась выставка в Китае, которая прошла в мае, на ней заключили контракт на поставку чаев и воды высшей категории. Планы у нас большие, запасов воды достаточно. Сможем удовлетворить запросы и внутри страны, - подчеркнул Бабаянц.
Предприятия данного направления получают государственную поддержку. Например, из бюджета региона им компенсируют часть затрат на обновление технологического оборудования. На федеральном уровне поддерживают тех, кто поставляет товар на экспорт - им компенсируют транспортные расходы, помогают с сертификацией, выдают инвестиционные кредиты.
Ставропольский лимонад уже получил медали Российской агропромышленной выставки "Золотая осень", Международного конкурса пива и напитков, Международного профессионального конкурса напитков, "Зеленой недели" в Берлине, Sail Paris в Париже, Международной многоотраслевой выставки T.I.F. в Греции. Поэтому неудивительно, что поставки питьевой воды и лимонадов сейчас налажены во многие страны, причем не только в государства СНГ или ближайшего зарубежья. К тому же благодаря краевому Фонду поддержки предпринимательства региональные экспортеры получили возможность работать на мировых электронных торговых площадках. К примеру, один из заводов в прошлом году начал сотрудничество с клиентами из Азербайджана, США и Израиля.
Между тем
Экспорт минеральной воды, которой славится Ставрополье, в 2020 году сократился, хоть и незначительно. В 2019-м за рубеж отправили 58,9 тысячи тонн минералки, а в 2020 году - 58,6 тысячи. При этом в структуре регионального экспорта пищевой и перерабатывающей промышленности на нее приходится 25 процентов. Самые известные напитки родом с Кавказских Минеральных Вод - "Ессентуки 4" и "Ессентуки 17". Их сейчас отправляют в 15 стран, в том числе в США, Канаду, Армению, Азербайджан, Китай и Новую Зеландию. В 2021-м планируется наладить поставки в Израиль, Турцию, Германию и страны Балтии.