- По моим оценкам, около 50 процентов организаций оплачивают своим сотрудникам услуги связи. Чаще всего это происходит в крупных компаниях, - говорит Антон Степутин, преподаватель курсов повышения квалификации по мобильной связи, руководитель портала 1234G.ru.
Работодатели идут двумя путями. Кто-то просто раз в месяц пополняет баланс личных Сим-карт сотрудников, кто-то приобретает номера непосредственно у операторов сотовой связи или у дилеров. И отдает симки поступившим на работу специалистам. Для последних как раз правила и поменяются.
- От пользователей B2B-карт (корпоративных сим-карт) потребуется прохождение новых дополнительных процедур идентификации абонентов, например, подтверждение учетной записи в ЕСИА (портал Госуслуги). Тем клиентам, кто не имеет подтвержденной записи на портале Госуcлуги, потребуется ее получить, для этого в свою очередь потребуется СНИЛС, - перечисляет Вадим Плесский, независимый эксперт по ИТ и телекомрынку, аналитик Big Media Holding.
При переходе на новую систему компании могут столкнуться с целым рядом неожиданностей.
- Ужесточаются способы смены тарифных планов, подключение либо отказ от текущего пакета услуг, изменение условий уже заключенных договоров путем совершения определенных (конклюдентных) действий в мобильном приложении, либо отправка СМС-сообщений. Введена необходимость наличия и использования для совершения данных операций усиленной квалифицированной электронной подписи или ЕСИА и ЕБС, - говорит Владислава Новокрещенова, юрист интегрированного офиса GRATA International St. Petersburg.
Эксперт полагает, что сложности могут ждать и операторов.
- Технологическое обеспечение сотовых операторов не предназначено для работы с сервисами ЕСИА и ЕБС Роскомнадзора, что влечет за собой необходимость дополнительных расходов на интеграцию с ними, - отмечает Новокрещенова.
Все это ждет не только компании, которые в данный момент закупают сим-карты для сотрудников, но и тех, кто пользуется ими давно. В реестр должны попасть все. Открыт вопрос, что делать, когда компания передает симку уволившегося сотрудника пришедшему ему на смену специалисту. Пока неизвестно, какие имена должна быть внесены в ЕСИА для номеров, которыми пользуются несколько сотрудников. Правда, Иванов или Петров чаще пользуется номером - не суть важно. Главное, чтобы они были сотрудниками реально существующей компании.
Новые правила нужны для борьбы с "серым" рынком мобильных номеров. Это в первую очередь сим-карты, которые продают у метро. В большинстве своем они оформлены на юридических лиц и по документам выданы предприятиям для использования сотрудниками. Но по факту это либо фирмы-однодневки, либо компании, где никогда не было такого числа сотрудников, чтобы была необходимость оптом покупать симки. Наступление на теневой оборот симок ведется давно. Так, в прошлом году были приняты поправки в закон "О связи", урегулировавшие удаленную идентификацию пользователей.
- Благодаря этому фактору, а также после ухода с рынка значительного количества дилеров, которые раздавали сим-карты у метро, базы операторов естественным образом стали уменьшаться. Введение новых правил никак не скажется на доходах операторов, потому что они зависят не от количества сим-карт, а от интенсивности использования услуг связи абонентами (которые также слабо связаны с количеством симок), - полагает Сергей Половников, руководитель агентства Content Review.
Алексей Николаев, заместитель генерального директора "Центра 23 век", говорит, что масштаб использования таких неидентифицированных номеров очень велик.
- Не менее четверти сим-карт на руках петербуржцев - оформлены "у метро" на подложные данные и используются, как правило, в дополнение к основной сим-карте. Сценарии ее использования самые разные: регистрация анонимных аккаунтов в социальных сетях, сайтах "для взрослых", защита от шпионажа конкурентов по бизнесу, - говорит Алексей Николаев.
Ну а что же бизнес? "РГ" спросила у экспертов, что будут делать сейчас компании с корпоративной связью. По оценкам специалистов, в сложившейся ситуации большинство фирм пойдут по пути наименьшего сопротивления и откажутся от регистрации сим-карт на юрлицо. Кто-то может в целом перестать оплачивать эту строку, кто-то начнет пополнять баланс на номера сотрудников. Правда, оформить это в отчетности как оплату корпоративной связи уже не получится, бухгалтериям компаний придется искать синонимы, прописывая это как траты на хозяйственные нужды или материальную помощь сотрудникам.
Помогут ли эти правила в целом победить серый рынок? Здесь эксперты также расходятся в оценках, кто-то называет это "стрельбой по воробьям", кто-то эффективным инструментом по борьбе с самой популярной нелегальной схемой. Тем не менее, даже если закупка юрлицом номеров без авторизации в ЕСИА будет невозможной, эксперты говорят, что у теневого рынка останется продажа нелегальных сим-карт, оформленных на подставных физлиц. Поэтому нелегальный сектор все же сохранится, хотя и существенно уменьшится в размерах.