"Сбербанк" смог снизить число телефонных мошенничеств на 30 процентов

Усилия "Сбербанка" по борьбе с телефонным мошенничеством смогли снизить число жертв как минимум на 30 процентов. Об этом рассказал заместитель председателя правления Сбербанка Станислав Кузнецов, выступая на международной конференции "Кибербезопасность и проблемы борьбы с новыми видами киберпреступлений".
Пресс-центр Северо-Западного банка ПАО Сбербанк

Проблема обеспечения безопасности в цифровой среде сегодня подразделяется на несколько направлений. Наиболее распространенное - мошенничество с деньгами: граждане по своей воле и по незнанию сообщают преступникам данные банковских карт и лишаются накоплений. Вторая опасность - вовлечение детей. По данным "Сбербанка", 54 процента несовершеннолетних призвалась, что "с ними происходило что-то не то" в интернете.

- В среднем родители тратят на разговор о безопасности ребенка 46 минут в год, - такие данные привел Кузнецов, - это непростительно мало.

Сейчас компании, которые развиваются в том числе помощью цифровых технологии, создают собственные сервисы противодействия цифровому мошенничеству. У "Сбербанка" это уникальная система фрод-мониторинга (от англ. fraud - "мошенничество").

- Она построена на основе алгоритмов искусственного интеллекта, применяется собственная графовая база данных и графовая аналитика, - рассказал Кузнецов. - Кроме анализа транзакций система анализирует рисковые события от телекомов, действия сотрудников, операции в автоматизированных системах, нефинансовые операции. Антифрод позволяет банку оперативно реагировать на новые возникающие вызовы, выводить новые продукты на рынок с сохранением максимального уровня защищенности наших клиентов от мошенников. В каталоге Сбера - около 130 изученных мошеннических схем.

Сегодня отслеживание мошенничеств в цифровой среде - одновременно простое и сложное дело, поскольку, с одной стороны, каждое действие в Сети оставляет цифровой след, а с другой - все происходит анонимно. Сегодня на первый план выходит противодействие атакам с использование биометрических данных - фактически кражу личности. Технология Deepfake - термин произошел от объединения слов "глубинное обучение" (deep learning) и "подделка" (fake) - это методика синтеза изображения, основанная на искусственном интеллекте. В ходе конференции Станислав Кузнецов наглядно продемонстрировал работу преступников, когда якобы с его телефонного номера поступил звонок с требованием оплатить участие в международном форуме. С помощью технологий DeepFake было смоделировано фальшивое обращение президента российской секции МПА генерал-лейтенанта Юрия Жданова.

- Фейки выходят на новый уровень, - отметил Кузнецов, и начинают представлять серьезную социальную опасность.

Противодействовать этим угрозам необходимо сразу по нескольким направлениям. Начинать необходимо с трансформации правоприменительной и законодательной практики. А в перспективе нужно сосредоточиться на создании экосистемы глобальной безопасности и обмена информации, в которую были бы инкорпорированы все значимые субъекты информационной деятельности, включая компании-телекомы.

Пресс-релиз предоставлен Пресс-центром Северо-Западного банка ПАО Сбербанк