О том, что на полуострове собираются реализовать пилотный проект производства, хранения и распределения СПГ, на площадке форума "Российский ТЭК в "зеленой" повестке современности" заявил заместитель генерального директора по производству АО "Промышленные технологии" Сергей Очаков.
- Перед нами стоит задача создать полную технологическую цепочку отечественного оборудования - прежде всего для производства СПГ, - подчеркнул Очаков.
Почему собственно в Крыму будут реализовывать пилотный проект? Ведь это не Ямал и даже не Тюмень. На самом деле, по мнению экспертов, запасы газа на самом полуострове и вокруг него нисколько не меньше, чем в знаменитых нефтегазоносных районах.
- Запасы углеводородов таковы, что они потенциально превосходят возможности добычи нефти и газа в регионе Каспийского моря, - пояснил "РГ" доктор технических наук, профессор Владимир Григулецкий. - Другого такого места нигде в мире нет - кроме Мексиканского залива.
Более того, черноморский шельф крайне перспективен с точки зрения добычи метана. Технологии для этого уже существуют, и они не требуют бурения скважин.
- Такие технологии применяются в Японии и разрабатываются нашими специалистами, - рассказал министр топлива и энергетики Крыма Евгений Рукавишников. - Метан поднимается по трещинам земной коры. Если объяснять просто, над местом выхода метана на морском дне устанавливается платформа, на ней крепится некое подобие зонтика или купола, под которым скапливается газ. А дальше уже путем химического сжижения, гидратации, иных технологических приемов он транспортируется на сушу.
Наконец, полуостров с материком связывает магистральный газопровод мощностью до 2 миллиардов кубометров газа в год. Дефицита сырья для производства СПГ в Крыму не будет. Вторая причина - экологичность газа по сравнению с другими видами топлива. Ведь полуостров прежде всего курорт. При этом на южном берегу Крыма до сих пор есть поселки и даже город - Алупка, котельные которых работают на мазуте или угле. Всего в республике сегодня 27 таких котельных.
Сейчас уровень газификации населенных пунктов составляет почти 80 процентов. Республиканская программа газификации предусматривает доведение этого показателя до 98 процентов. В основном без голубого топлива пока остаются отдаленные села, тянуть трубопровод в которые экономически нерентабельно или трудно из-за рельефа (как на побережье между Судаком и Алуштой).
- Мы достаточно быстрыми темпами прошли путь от 50 до 77 процентов в уровне газификации Крыма, причем в Бахчисарайском районе этот показатель уже больше 90 процентов, но дальше каждый процент будет даваться труднее, - описал ситуацию Евгений Рукавишников. - В прошлом году проложили трубопровод от Судака в село Солнечная Долина. 12 километров этого газопровода обошлись бюджету в 45 миллионов рублей. А вместе с газораспределительной станцией и разводкой к домам вышло 60 миллионов. Средняя стоимость на одно домовладение составила 600 тысяч рублей. Расчеты показывают, что, когда затраты на доставку превышают миллион рублей, они не окупятся никогда.
Таких негазифицированных отдаленных сел в Крыму сегодня 511. Потенциально они могли бы стать потребителями СПГ, используя коллективные газгольдеры. К слову, в советское время эта технология широко использовалась в Феодосии, а сегодня компания из Башкирии устанавливает индивидуальные газгольдеры в Алупке.
Другими потенциальными потребителями могли бы стать транспортные компании, использующие сжиженный газ. Автобусов на этом виде топлива уже много в Крыму, не говоря о легковых автомобилях. Кроме того, СПГ может стать сырьем для автономной выработки электроэнергии на отдаленных от электрических сетей объектах. Энергоустановки различной производительности для этих целей уже разработаны и готовы к применению.
Сегодня почти весь сжиженный природный газ, производимый в России, идет на экспорт. Потребление на внутреннем рынке мизерное. Крым может стать первым регионом страны, где СПГ начнут использовать массово. Профильное министерство республики вместе с другими заинтересованными сторонами должно определить весь круг потенциальных потребителей СПГ, исходя из этого будет решаться вопрос о локализации завода и его мощности. Предположительно предприятие может начать производство с небольшого объема в 16 тысяч тонн, постепенно наращивая выпуск в зависимости от спроса.