Звучит буднично: ну забрел, ну бывает. Но все не так просто. Для жителей Джебарики-Хая (он в 470 км восточнее Якутска) он то же самое, что и для москвича, калининградца или севастопольца. Белые медведи у них не водятся.
Медведь - девочка, ей два года. В естественной среде белые живут от 20 до 28 лет. Т.е. это медвежонок-"подросток". Ученые предполагают, что она потеряла мать и прошла в глубь материка 1000 км. Утратила один клык, есть проблемы с пищеварением, сильно истощала. Людей почему-то не боится.
Ученые получили санкцию Росприроднадзора на отлов и спасение. Заманили в клетку ведром с рыбьим жиром, отвезли в местный зоопарк. Обследование выявило, что нужна особая программа реабилитации, которую готов предоставить Московский зоопарк. К спасению подключили военных. Общую координацию "спасательной операции" взяло на себя Русское географическое общество.
Медведицу перевозили силами ВКС. Специально военно-транспортный самолет не высылали, а скорректировали рейс попутного АН-12: из Хабаровска на подмосковный Чкаловский с посадками по маршруту. Полет перенесла хорошо, и вообще сейчас все хорошо: поправляется.
Дальние странствия по воздуху не раз меняли судьбу медведей. Полвека назад в магаданской тайге строители Колымской ГЭС нашли 2-месячного медвежонка. Назвали Митей. Отправили в Москву. 650 км вертолетом в Магадан, далее на Ил-18 (на пассажирском кресле!) в Красноярск. Затем - на Ту-154. 9 июля 1980 года мишка-путешественник приземлился в Москве, пролетев 10 тыс. км.
Митя стал живым символом московской Олимпиады-1980.
А затем сделал карьеру звезды цирка: много лет блистал на арене Театра "Уголок дедушки Дурова", неизменно срывая овации.