Поделиться

В Санкт-Петербурге ставят аудиоспектакли о блокаде с участием волонтеров

Документальные аудиоспектакли по дневникам военного времени выпускаются в Петербурге в рамках проекта "Слушая сердцем". Спектакли загружаются в мобильное приложение и слушаются бесплатно. Всего будет выпущено десять спектаклей, три из них уже сделаны. Проект - частная инициатива, поддержанная меценатами и Фондом Президентских грантов.

Участвуют в спектаклях как профессиональные актеры, так и волонтеры.

Как пояснила "РГ" Ольга Айнабекова, инициатор и создатель проекта, идея сделать аудиоспектакли по военным дневникам была подсказана самой жизнью. Современная молодежь плохо помнит историю. События Великой Отечественной войны отодвигаются все дальше по времени.

- Молодежь уже практически не имеет возможности поговорить с ветеранами, у ребят нет своих бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек, которые могли бы рассказать свою личную историю, свои чувства и переживания того времени. Хотелось сделать проект, где будут рассказывать историю именно от лица простых людей. На самом деле дневников сохранилось много, но они лежат в музеях, архивах, и фактически никто их не читает. Мы же хотели через дневники дать возможность прочувствовать историю блокады, историю войны. Не просто прочитать дневники, а именно сделать полноценный спектакль - яркий, образный, с музыкальным сопровождением. Причем спектакли общедоступные - в аудиоформате в мобильном приложении, чтобы их мог скачать и прослушать каждый, - уточнила Ольга Айнабекова.

Было выбрано более 50 дневников военной поры.

Для первого спектакля "Прощай, Ленинград!" было отобрано два дневника родом из блокады - семнадцатилетней Лены Мухиной и шестнадцатилетнего Миши Тихомирова, живших в районе Загородного проспекта. Это история о двух подростках, их радостях и печалях, их увлечениях, планах на будущее. Во многом они похожи. Им нравятся одни и те же книги, в том числе "Большие надежды" Диккенса, которую они перечитывают в то страшное время. Оба интересуются биологией. Лена хочет стать зоологом, ездить в экспедиции, а Миша и в блокаду не оставляет своего увлечения: рассматривать в микроскоп микроорганизмы. Между ребятами могла бы вспыхнуть и первая любовь. Но не случилось. Несмотря на то что жили они в одном районе, им не суждено было увидеться. Никогда. В мае 1942 года Миша погибает во время артобстрела.

Лена и Миша - из семей с разным жизненным укладом. Лена живет в квартире вместе с мамой и неродной бабушкой. Бабушка умирает от голода, следом за ней погибает мама. Лена остается одна. У Миши же полная семья, есть младшая сестра. Все в семье делится поровну, и происходит чудо: они все выживают в первую блокадную зиму.

Спектакль сделан в форме диалога героев. И каждый пронзителен.

Тема блокадного быта в дневниках перемежается с мечтами о будущем.

Лена: "Как хочется хлеба, как хочется! Два месяца питаемся одной жижей! Когда после войны опять наступит равновесие и можно будет все купить, я куплю кило черного хлеба, кило пряников, пол-литра хлопкового масла. Раскрошу хлеб и пряники, оболью обильно маслом и хорошенько все это разотру и перемешаю, потом возьму столовую ложку и буду наслаждаться, наемся до отвала..."

Миша: "Самое тяжелое время, зиму, мы пережили. Уже апрель, весна. Да, бомбежки и обстрелы. Но ходят упорные слухи об улучшении положения Ленинграда... Прибавили хлеба. И главная огромная радость - пошли трамваи! Пойти в училище, работать, жить самостоятельно..."

А Лена (она старше Миши) еще мечтает о большой любви, о том человеке, которого должна встретить.

Если спектакль "Прощай, Ленинград!" создавался профессионалами, то второй спектакль - "Моя блокадная комната" - это волонтерский проект, но под руководством профессионалов. В спектакле заняты ребята от 13 до 20 лет. Каждому из них давался один из дневников школьника блокадной поры. Вместе обсуждали прочитанное, выделяли, какие моменты самые трогательные, и из разрозненных кусочков воспоминаний создавали единый сюжет. То есть заранее сюжета не было, он рождался в процессе работы в проекте.

- Это был мой первый опыт участия в чем-то подобном, и я рада, что стала частью настолько важного в наше время проекта. Почему важного? Мы забываем, мозг человека имеет свойство забывать. Блокадники не совершали никакого подвига. Пытались банально выжить, только и всего. Они были такими же, как мы, а не супергероями, - сказала тринадцатилетняя Ксения Рыбалтовская.

В проекте "Слушая сердцем" еще несколько спектаклей. В том числе об истории Ленинградского радиокомитета и премьерного исполнения Ленинградской симфонии Шостаковича, а также блокада глазами медиков, истории спасения животных и растений. Отдельный спектакль будет посвящен Дороге жизни. Также разрабатывается проект создания спектакля, посвященного Эрмитажу в годы блокады. Возможно, маршрут спектакля будет проходить и на территории музея.