Российская газета: Наталья Викторовна, спектр услуг Россельхозбанка не ограничивается специфическими "сельскими" продуктами. Каков портрет вашего потребителя сегодня?
Наталья Баркова: Действительно, наш клиент - далеко не только фермеры и сельхозтоваропроизводители. Хотя мы всегда поддерживали АПК и будем делать это и в дальнейшем, мы также создаем и внедряем банковские продукты, которые выходят за рамки финансового обслуживания предприятий сельского хозяйства.
Наша главная задача - сделать финансовые услуги доступными как можно большему числу населения и предприятий в РФ, в том числе в Иркутской области. К 2025 году Россельхозбанк планирует присутствовать в самых отдаленных территориях области и в целом страны. Причем не только виртуально - клиенты всегда смогут обратиться в отделения к нашим сотрудникам лично.
Портрет клиента Россельхозбанка примерно таков: это активные жители региона, от 30 до 45 лет. Как показывает статистика, чаще - женщины. Работающие и в бюджетной сфере, и в коммерческих организациях. Если говорить о юридических лицах - от крупных корпораций до клиентов микробизнеса и ГКФХ. Мы нацелены на обслуживание всех клиентов.
РГ: Россельхозбанк предлагает ипотеку с господдержкой. Насколько эта программа повлияла на ваш кредитный портфель? Насколько существенным для РСБ является данное направление?
НБ: Льготные программы неизменно приводят к всплеску спроса. 2020 год для нашего банка был успешным, несмотря на ограничительные меры, в том числе благодаря программе сельской ипотеки. Ставка в 2,7 процента при сроке кредитования до 25 лет и при первоначальном взносе в 10 процентов - очень привлекательные условия для нашего населения. К тому же пандемия и самоизоляция подогрели желание иметь загородное жилье.
Льготная ипотека по ставке 6,5 процента годовых оказалась на втором месте по популярности.
Ипотечные кредиты всегда были и будут востребованы, большинство приобретает жилье с привлечением заемных средств. Наряду с программами с госучастием банк развивает новые кредитные продукты, позволяющие не только купить, но и построить жилье, в том числе за городом.
РГ: Экосистемы - онлайн-платформы, объединяющие и финансовые, и нефинансовые услуги, - мировой тренд в развитии банков. Россельхозбанк пошел дальше - разработал специализированные экосистемы, одна из которых направлена на пенсионеров. Почему вы обратили внимание на эту категорию потребителей?
НБ: Россельхозбанк давно работает с пенсионерами. Вопреки стереотипам, они не только платежеспособные клиенты, но и очень щепетильные, исполняют свои обязательства в срок. Представители старшего поколения всегда тщательно подходят к выбору банка, изучают интересующие их вопросы. И кстати, пенсионеры вполне разбираются в гаджетах.
Банк объединил продукты, отвечающие потребностям старшего поколения: телемедицина, онлайн-консультации, материалы на важные темы. Например, сегодня банки все чаще предлагают брокерское обслуживание. Мы считаем, что наши клиенты должны как можно больше знать об особенностях этого направления. Поэтому подбираем и публикуем нужные статьи.
Конечно, помогая подключиться к экосистеме, мы берем на себя, скорее, социальную роль. Но это очень важно для поддержки клиентов.
РГ: Еще одна экосистема Россельхозбанка ориентирована на фермеров. Но поскольку главным потребителем их продукции остаются города, то ряд продуктов оказался полезным и для жителей мегаполисов. Например, маркетплейс "Cвое. Родное". Насколько он востребован в Иркутской области?
НБ: Наш опыт показывает, что одна из главных проблем фермеров - организация сбыта своей продукции. У фермеров часто недостаточно компетенций в маркетинге или продажах. В то же время многие горожане хотят потреблять экологически чистую фермерскую продукцию, но не всегда знают, где ее можно приобрести. Наша платформа - это площадка, где встречаются производитель с потребителем.
В Иркутской области цифровая платформа "СВОЕ" активно начала развиваться в 2020 году. Сейчас на маркетплейсе зарегистрировано 73 фермера, это немного. Но до конца года мы намерены подключить большое количество фермеров области. Те клиенты, которые уже воспользовались платформой, довольны - кто-то нашел новый канал продаж, кто-то удвоил объем сбыта. Пока это в основном фермеры из Иркутского района, близость к городу упрощает возможности доставки и самовывоза. Но мы хотим пойти дальше - есть идея интегрироваться с транспортными компаниями, чтобы организовать перевозки сельхозтоваров по области.
Более того, мы планируем развивать агротуризм - ведь если ты можешь познакомиться с фермером, посмотреть на его хозяйство, то доверия к качеству его продукции будет больше.
РГ: Какая следующая веха развития Россельхозбанка в Приангарье?
НБ: Прежде всего - совершенствовать уже созданные банком продукты.
Но кроме того, Россельхозбанк взял на себя роль коммуникатора между теми, кто владеет информацией, - это региональные власти в целом и Минсельхоз в частности, инвесторами, которые готовы вкладывать свои средства в развитие сельского хозяйства Иркутской области, и теми, кто нуждается в том и другом, - сельхозпроизводителями. В современном мире при изобилии каналов связи, как ни странно, остро не хватает качественных коммуникаций.
Сейчас мы обсуждаем идею логистического комплекса для фермеров, привлекаем инвесторов на проекты тепличных хозяйств, обдумываем уже упомянутый мною транспортный проект.
Да, это не банковская сфера, многое держится на инициативе. Но у нас активная команда, накопленный опыт, мы видим перспективы и хотим содействовать повышению качества жизни в регионе.
На правах рекламы