06.06.2021 19:35
    Поделиться

    В Набережных Челнах проходит XVIII Фестиваль театров малых городов России

    Лучшие спектакли театров малых городов России собрались на театральном фестивале в Набережных Челнах
    Со 2 по 9 июня в Набережных Челнах проходит XVIII Фестиваль театров малых городов России (ФТМГ). Он собрал 16 творческих коллективов из разных регионов страны от Ростовской области до Красноярского края. На суд жюри представлены лучшие спектакли, поставленные в недавнее время в провинции. А участником внеконкурсной программы стала кукольная притча "Ходжа Насреддин" Тимура Бекмамбетова.
    Александр Эшкинин

    Вообще-то свое совершеннолетие фестиваль должен был отметить в Набережных Челнах в 2020 году. Но из-за пандемии его пришлось отложить. В конкурсную программу вошли 16 спектаклей, среди которых "Золото" Прокопьевского драмтеатра (Кемерово), "Беруши" Салаватского государственного драматического театра (Башкортостан), "Королевство кривых" Альметьевского татарского государственного драмтеатра, "Как Зоя гусей кормила" Таганрогского камерного театра.

    Жюри предстоит определить победителей в пяти номинациях: "Лучший спектакль большой формы", "Лучший спектакль малой формы", "Лучшая мужская роль", "Лучшая женская роль" и приз "Надежда". Лауреаты смогут представить свои работы в Москве, на сцене Театра Наций.

    Основатель и худрук ФТМГ, руководитель Театра Наций Евгений Миронов отметил, что за 18-летнюю историю фестиваль изменил театральный ландшафт страны.

    - Особенно это касается малых городов. Раньше считалось, что где-то там, в захолустье, влачат свое жалкое существование несчастные театры в зданиях, которым больше ста лет. В последние годы, в том числе благодаря нашему фестивалю, они улучшили свои условия и в творческом, и в материальном плане. Я пока из программы увидел только один спектакль "Горка" Каменск-Уральского театра драмы. Ну, ребята, надо еще в столицах поискать такой уровень.

    По словам Евгения Миронова, оргкомитет фестиваля выполняет еще и функцию "скорой помощи" для театров в глубинке. Бывают случаи, когда местные власти собираются закрыть театр или объединить с филармонией и даже цирком и приходится их отстаивать.

    Председатель жюри Ольга Остроумова призналась, что в свое время фестиваль вывел ее из творческого кризиса.

    - Я около 20 лет назад вообще хотела уйти из театра, что-то меня разочаровало в нем. Виделось какое-то притворство, - рассказала она. - И Евгений Витальевич пригласил меня на этот фестиваль в жюри. И я немножко очнулась: "Дорогая, ты с жиру бесишься. Люди за 10-15 тысяч делают такие спектакли! Это такие энтузиасты своего дела, они так верят в театр, как же можно их предать!"

    Внеконкурсную программу фестиваля открыли два спектакля Театра Наций - "Иранская конференция" по пьесе Ивана Вырыпаева и кукольная постановка "Ходжа Насреддин" Тимура Бекмамбетова. Это ироничная притча о бродячем мудреце, рассказанная от имени ишака. Поставлена она по пьесе Ильгиза Зайниева - худрука Татарского государственного театра кукол "Экият". А ее первый эскиз сыграли под Казанью на острове-граде в Свияжске. Так что после недавней московской премьеры, можно сказать, "Ходжа Насреддин" вернулся на родину.

    Евгений Миронов напомнил предысторию этого проекта.

    - Во время съемок фильма "Время первых" Тимур Бекмамбетов, чтобы развеселить нас с Костей Хабенским, рассказывал истории про Ходжу Насреддина. Нам в душных скафандрах было совсем не смешно, но что-то в душу запало. А потом Тимур Бекмамбетов решил сделать драматический спектакль на большой сцене. Мы позвали Костю Хабенского, Ингу Оболдину, Чулпан Хаматову, Виктора Вержбицкого. Но когда стали сводить графики всех артистов, я понял, что ничего не получится. Тем более что и Тимур не театральный режиссер. Он сам не понимал, куда влип (смеется). И тогда у него же возникла потрясающая идея сделать кукольный спектакль. Привлекли артистов Театра Образцова, Московского областного театра кукол и главного режиссера Санкт-Петербургского театра "Кукольный формат". И была создана такая ткань! У меня она ассоциировалась с "Ежиком в тумане", что-то очень лирическое. И тогда стало понятно, как озвучивать героев. Но меня вначале не пригласили. А потом Тимур Бекмамбетов помыкался-помыкался и сказал: "Нет артиста на роль осла. Кроме тебя, никто не сможет". И я согласился и получил большое удовольствие.

    Поделиться