Ректор отметила, что у одного из старейших вузов страны (основан 105 лет назад) "отличная наследственность". В нем преподавали и преподают великие ученые, есть и лауреат Нобелевской премии. Университет славен классическим научным образованием, но при этом он готов к переменам.
- До определенного момента вуз мог жить в рамках классического образования, но сейчас мы вступили в другую эпоху и конкурируем с университетами нового типа, поэтому нам приходится быстро подстраиваться под действительность, чтобы быть конкурентоспособными, наработать преимущества, - пояснила Елена Загайнова. - За последние годы мы освоили много нетрадиционных для нас продуктов. По-прежнему в приоритете наука и образование, но мы перешли на другой уровень взаимодействия с властью и на другие уровни проектной деятельности. Сейчас научные и образовательные проекты не просто направлены на решение какой-то проблемы, они становятся комплексными и взаимопроникающими.
К примеру, по словам ректора, в реализации национального проекта "Демография" задействованы уже три игрока: правительство области (заинтересованное, чтобы дополнительное профессиональное образование (ДПО) получили неработающие жители), университет (источник ДПО) и методический центр Томского госуниверситета, координирующего всю эту программу.
- Хочу отметить новые и нетипичные проекты для нашего вуза, связанные с взаимодействием с Нижегородской областью и бизнесом. Так, Научно-образовательный центр (НОЦ) и Инновационный научно-технологический центр "Квантовая долина" - это квинтэссенция реализации наших инноваций, доведение их до промышленного производства, - рассказала ректор. - Подобные масштабные проекты призваны координировать усилия научных и производственных организаций регионов.
ННГУ лидирует среди вузов Приволжского федерального округа по количеству научных грантов и мегагрантов, а в 2021 году вуз вышел на новый уровень - получил грант в сто миллионов рублей на решение задач по искусственному интеллекту. В этом проекте университет решает фундаментальные научные задачи, кроме того, разработаны специальные практические треки по использованию искусственного интеллекта в изучении климата, моделировании материалов, биоинформатике и в других больших системах данных. Также университет вошел в консорциум по созданию научного центра мирового уровня по фотонике. Его координатором является Институт прикладной физики РАН.
Университет Лобачевского все больше становится многофункциональным центром взаимодействия разных сфер жизни Нижегородской области - власти, промышленности, образования, науки, культуры, спорта. Запланировано строительство межвузовского университетского кампуса, направленного на подготовку востребованных в регионе и стране IT-специалистов, причем получить специальность смогут и иностранные студенты. Кампус будет включать современные студенческие общежития и аудиторный комплекс, интегрированный в IT-квартал в Нижнем Новгороде.
Ректор уверена, что сверхзадача университета в том, чтобы студентам было максимально комфортно учиться - так же комфортно, как и в лучших иностранных вузах. Пока в ННГУ классические жесткие амфитеатры, не очень удобные пространства. В планах - трансформация как аудиторий, так и форм преподавания.
- Для этого у нас все есть. Например, рассчитываем на помощь нашего международного совета выпускников. Они готовы предоставить методики преподавания в зарубежных вузах, возьмем лучшее, - рассказала Елена Загайнова. - У них там, кстати, принцип равенства профессоров и студентов в плане взаимоотношений, нечто вроде дружбы. На мой взгляд, это замечательно.
Но готовить студентов надо, конечно, еще со школы. Елена Загайнова отметила, что ННГУ - головной вуз по методическому обеспечению школ РАН региона. Кроме того, уже давно существуют школы университетского кластера.
- В этом году нам доверили и такой проект, как Специализированный учебный научный центр - это школа, привязанная к университету, - добавила ректор. - В нее отбираются одаренные дети из ПФО. Центр создается на базе нашего филиала в Балахне, образование будет идти по двум специализациям: биология-химия и математика-физика. Задача школы - чтобы как минимум 80 процентов выпускников поступили в вузы по специальности. Там будут общеобразовательный трек (на выходе наши выпускники должны очень хорошо сдать ЕГЭ), научный трек (где будет преподавать триумвират профессор - молодой аспирант - студент), который должен завершиться научной работой, и воспитательно-общекультурный трек. В результате мы должны выпустить образованного, интеллектуального абитуриента, будущего исследователя.