- Вот вы, конкретный корреспондент "Российской газеты" болели уже? Нет? Заболеете, если еще не сделали прививку. Наши ученые создали хорошую вакцину. Я вот на тему коронавируса рисовал картины, но не привился и в итоге проболел две недели. Перенес "корону" как тяжелый грипп. К счастью, в больницу ложиться не понадобилось. И многие мои знакомые болели, хотя старались максимально изолировать контакты с внешним миром. Жили чуть ли не в противогазах. Защищались всеми возможными способами, добегали до машины, когда вокруг никого не было, чтобы выехать погулять в безлюдный лес. Потом из леса - снова в машину и запирались наглухо дома. И что? Все равно заболели.
Но еще следует помнить о том, что из-за коронавируса мы много переживаем, расстраиваемся, грустим и, значит, находимся в состоянии стресса. А от него снижается иммунитет, и это способствует заражению. Так что в будущее нужно смотреть с оптимизмом. Без хорошего настроения даже картину не нарисовать, а уж вирус тем более не победить. Поэтому не зря выставка называется "Живы будем - не помрем". Вокруг нас сейчас слишком много негатива, и надо ему противопоставить что-то позитивное.
На одной из моих картин написано: "Улыбнись этому миру, и мир улыбнется тебе". Я однажды увидел в метро такую надпись, и она запала мне в душу. Ну и что, что на картине улыбаются мрачноватые персонажи. На самом деле они добрые и хорошие.
- Я постоянно сталкиваюсь с тем, что мои картины пытаются как-то трактовать. Именно по этой причине я начал делать на картинах поясняющие надписи, причем максимально упрощенные. Надеялся таким образом сузить пространство для интерпретации, но не помогает. В зависимости от настроения, воспитания и образования зрителя каждый видит что-то свое даже в самых простых картинах. Во время так называемой оранжевой революции на Украине мне, например, пытались доказать, что я будто бы рисую ее символы, потому что коты на моих картинах оранжевого цвета. А на самом деле я не вкладываю в картины скрытых и заумных смыслов. Скорее, стараюсь изображать эмоции. Посмотрите хотя бы на выпученные глаза моих персонажей. В них - страх, радость, восторг, ревность, любовь, алкогольное опьянение, наконец. Я как волшебник, торгующий эмоциями. Но глубокого смысла тут не ищите.
- Примитивизм? Да, наверное, вы правы, можно охарактеризовать мое творчество и так. Оно довольно простое. И дело не в общем тренде на упрощение в обществе и культуре, а в том, что я, по большому счету, не умею рисовать. Поэтому рисую попроще, как получается.
Кто-то называет мое творчество антилубок, хотя я не понимаю, что это значит. Сам бы я сказал, что у меня есть склонность к плакатному искусству. Я с детства люблю советские плакаты, у меня есть даже коллекция плакатов. Очень нравятся и рекламные, и социальные плакаты.
И еще один важный момент: я стараюсь нарисовать картину быстро, за один день, иначе становится скучно работать. Вот, например, картина "Выступление Аквамена в парламенте Атлантиды". Здесь много персонажей, и сама по себе она очень большая. Я с ней долго возился, и она меня в конце концов начала дико раздражать.
- Я рисую свой внутренний мир, который кому-то может показаться страшным, а кому-то - веселым. Но если я после смерти окажусь в мире своих картин, мне там будет комфортно. Этот волшебный мир Васи Ложкина находится далеко-далеко, в глубинах подсознания за незримым МКАДом, за полями, лесами и горизонтом событий в другом измерении. Это мистический город Кобылозадовск, хотя многие читают его название как "Кобылозаводск".
Меня часто спрашивают, почему я рисую в своем мире котиков. Но ведь это не так уж и плохо, когда взрослый лысый мужик рисует котов и получает за это деньги. К тому же кот - очень пластичный персонаж. Его можно изобразить хоть в роли бандита, хоть в роли любовника. И жизнь у него интересная. Коты постоянно конкурируют друг с другом за самочек и колбасу. Да и дело ведь не только в котиках. В моем мире много и других колоритных персонажей со своими чертами характера.
Например, Клоун. По характеру - редкостная сволочь. Он много пьет, а алкоголизм объясняет невозможностью раскрыть свой потенциал. Другой персонаж, Медведь, любит разухабистое веселье, драки, солдатский юмор и держит при себе топор для защиты.
Еще один - Начальник. Картины с начальниками, кстати, пользуются большой популярностью и у самих начальников, и у их подчиненных. Язык у Начальника казенный, простому смертному малопонятный, но в каждом слове сокрыта великая мудрость. Если спросить начальника, в чем смысл жизни, он ответит примерно так: "В непрерывном повышении функциональной эффективности, качественной оптимизации, в улучшении взаимодействия, нацеливании деятельности на своевременное решение ключевых задач и в развитии механизмов управления этими процессами". Начальник всегда говорит разными словами об одном и том же, о вечной нехватке денег.
Еще один персонаж - Буратино. Это заготовка для настоящего Буратино, которая попала в руки не к интеллигентному папе Карло, а выросла в подсобке в неблагоприятной среде городских окраин. А та часть, где должен находиться мозг, безжалостно отпилена бензопилой. Есть Старушка, внешне безобидная, но это обманчивое впечатление. Даже то, что у нее почти не осталось зубов, не мешает ей порой превращаться в Саблезубую Старушку. Может жаловаться на здоровье, но в драке справится с медведем.
Еще есть Городской Сумасшедший. Он же - Эдуард, Обезьяноид, Гомункулус и он же, кстати, Вася Ложкин. Может заниматься любимым делом, доводя свои начинания до абсурда. В состоянии Васи Ложкина Городской Сумасшедший рисует котов.