Пленум Верховного суда России подготовил проект постановления о правилах досудебного урегулирования споров. В частности, документ разъясняет, что сообщения в мессенджере, социальных сетях или в электронной почте может оказаться достаточно для соблюдения досудебного порядка урегулирования спора. Суды примут электронную переписку в качестве доказательства соблюдения процедуры, если такой способ общения является обычной деловой практикой для оппонентов.
Как отметил председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев, в некоторых случаях досудебная процедура является обязательной, то есть стороны в любом случае должны попытаться урегулировать вопрос миром.
"Например, в спорах с финансовыми организациями потребитель должен сначала обратиться в службу финансового уполномоченного", - пояснил он. То есть сначала человек должен написать претензию в банк, потом - финомбудсмену.
Только если не удалось добиться справедливости ни там, ни там, человек может идти в суд. Но суду нужны подтверждения, что формальности соблюдены и предварительные переговоры проведены.
Как рассказал председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев, в прошлом году финансовый уполномоченный рассматривал споры потребителей со страховыми и микрофинансовыми организациями.
По его словам, в 2020 году к финансовому омбудсмену поступило свыше 187 тысяч обращений, из которых 99 процентов это споры в сфере страхования. С этого года финансовый уполномоченный также рассматривает споры граждан с банками, кредитными потребительскими кооперативами, ломбардами и НПФ.
Кроме того, досудебные процедуры применяются и в массе других споров. И во многих случаях гражданину важно иметь на руках юридические доказательства, что он пытался договориться. Поэтому сейчас люди часто подают на бумаге официальные претензии, чтобы получить на них отметки о получении документа. Однако в наш век, когда многие переговоры ведутся онлайн, проще договориться по телефону и показать суду из мессенджера.
"Разъяснения Верховного суда позволят усовершенствовать практику бесконфликтного урегулирования споров. В некоторых случаях закон не обязывает, но побуждает граждан в первую очередь обращаться с досудебными претензиями", - полагает Владимир Груздев.
Например, по спорам об устранении недостатков товара или замене товара ненадлежащего качества человек вправе сразу идти в суд. Тем не менее есть финансовые стимулы попытаться урегулировать проблему с продавцом, а продавцу есть смысл удовлетворить законные требования.
"В том случае, если продавец без оснований отклонит справедливые претензии клиента, то суд, помимо прочего, назначит ему штраф в размере половины от взысканной суммы. Причем данный штраф будет выплачиваться покупателю вместе с другими компенсациями. Если же потребитель проигнорирует досудебный порядок, то потеряет право претендовать на данный штраф", - резюмировал Груздев.
"Направление обращения с использованием информационно-телекоммуникационной сети (например, по адресу электронной почты, в социальных сетях и мессенджерах) свидетельствует о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора исключительно в случае, если такой порядок установлен нормативным правовым актом, явно и недвусмысленно предусмотрен в договоре либо данный способ переписки является обычной сложившейся деловой практикой между сторонами и ранее обмен корреспонденцией осуществлялся в том числе таким образом", - говорится в проекте.
Доказательствами направления обращения через интернет будут считаться в том числе заверенные нотариусом распечатки материалов, размещенных в такой сети (скриншот), с указанием адреса интернет-страницы, с которой сделана распечатка.
"Общий посыл постановления разумен - в судебную систему должны поступать лишь наиболее сложные споры, требующие вдумчивого подхода к их разрешению", - считает почетный адвокат России Никита Филиппов.