В столице аварий с участием электросамокатов за последний год стало больше на 66 процентов. Похожая картина и в Санкт-Петербурге, где крупные операторы кикшеринга и вовсе поставили сервис на паузу, чтобы разработать безопасные правила пользования. В Москве их создали одними из первых в России. Как рассказали "РГ" в пресс-службе департамента транспорта, введут единые требования все операторы уже в течение этой недели. Чтобы сдержать тротуарных гонщиков, пришлось ввести лимит - не более 10 тысяч самокатов для каждого игрока рынка. Причем они должны быть распределены между всеми частями города. Минимум 30 процентов самокатов должны находиться в пределах Садового кольца, столько же - между Садовым и ТТК, остальные - за пределами "Трешки". Для небольших стартапов выделят отдельные пилотные зоны. Будет расширена практика медленных зон, где прокатные СИМы на автоматизме снижают скорость до 15 км/ч. В Москве таких зон уже 45. Также операторов обяжут сдавать в аренду только самокаты с передним амортизатором - для безопасности и комфорта самих "гонщиков".
Примерно тем же путем пошли власти Белгорода. По оживленным пешеходным зонам теперь можно лишь со скоростью 15 км/ч. В мэрии города приняли решение ограничить любителей СИМов, хотя серьезных происшествий на улицах областного центра еще не было, а нормативная база на федеральном уровне еще не принята. Сейчас в Белгороде порядка полусотни точек, где можно взять электросамокат в аренду. Белгородцы уже стали жаловаться на скорость, с которой любители электросамокатов проносятся по тротуарам и пешеходным зонам тех же парков. В мэрии, отслеживая подобные жалобы, пришли к выводу: городу нужны четкие правила, понятные любителям и прогулок, и быстрой езды. "Самокаты на улицах - хорошо, если они безопасны", - подчеркивает мэр Белгорода Юрий Галдун.
Как и в Москве, операторам кикшеринга рекомендовали технически ограничить скорость на тротуарах и в парковых зонах. Бизнес отреагировал практически сразу. Один из операторов оповестил об изменениях своих клиентов, отметив, что в городе появились зоны с замедленной скоростью. Самые масштабные - это два главных парка Белгорода - Победы и Ленина. "Скорость по всему Белгороду будет ограничена до 20 километров в час, - отметили в компании. - При въезде в "медленную зону" самокат плавно сбавит скорость до 15". Фирмы кикшеринга также исключат использование СИМов ночью и в непогоду, а также не позволят арендовать самокат нетрезвым. Ужесточат и правила регистрации в приложении, благодаря которому люди и пользуются самокатами. Для этого нужно будет выдержать мини-экзамен на знание правил дорожного движения. Власти Москвы и Белгорода едины также и в том, что передвижение СИМов нужно регулировать на федеральном уровне. В частности, предлагается оставить в продаже только самокаты, где можно выставить автоматическое лимитирование скорости. Только тогда на тротуарах, наконец, станет спокойнее.
В Уфе 23-летний любитель погонять на электросамокате стал фигурантом уголовного дела. Он сбил на тротуаре 81-летнего пенсионера, остановился и даже помог ему присесть на скамейку, а затем как ни в чем не бывало уехал. Случайные свидетели вызвали "скорую", которая увезла пожилого человека в больницу. У него диагностировали перелом бедренной кости.
Родные пенсионера обратились за помощью в поисках виновника инцидента к пользователям социальных сетей и в полицию. Они будут требовать от самокатчика компенсации затрат на лечение.
Полицейские благодаря записи камер видеонаблюдения быстро установили личность любителя быстрой езды и пригласили в дежурную часть. Этим случаем заинтересовался и региональный следком, который возбудил уголовное дело в отношении задержанного молодого человека по статье "Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности".
Сейчас следователи опрашивают очевидцев происшествия и планируют проверить, соответствовал ли электросамокат предъявляемым техническим требованиям.
Между тем еще до несчастного случая с пенсионером администрация Уфы сообщила, что сформирует межведомственную комиссию с привлечением компаний по аренде самокатов. Власти заключат соглашение, чтобы совместно работать над повышением безопасности всех участников дорожного движения с учетом интересов горожан и бизнеса.
Подготовила Айгуль Камаева, Уфа