16.06.2021 20:28
    Поделиться

    Фонд замка Фриденштайн в Готе и Пушкинский музей договорились о сотрудничестве

    Между ГМИИ им. А.С. Пушкина и Фондом Замка Фриденштайн в Готе (Германия) был подписан договор о сотрудничестве 15 июня. В рамках совместной работы будет проводиться изучение и высококачественная цифровая съемка предметов искусства из собрания Пушкинского музея, хранившихся в замке Фриденштайн до окончания Второй мировой войны. Договор подписан сроком на пять лет.
    Стефан С. Ходжа / wikipedia.org

    Это очень важная историческая точка сотрудничества, который предшествовал период тесного сотрудничества двух музеев, сказала в своем выступлении директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак. Она подчеркнула, что с Фондом замка Фриденштайн в Готе у Пушкинского сложились тесные партнерские отношения.

    Одним из поводов такого тесного сотрудничества стало то, что в коллекцию ГМИИ им. А.С.Пушкина в 1946 году поступили произведения старых западноевропейских мастеров из числа перемещенных культурных ценностей. 45 вещей происходят из собраний замка Фриденштайн в Готе. Долгое время их невозможно было не только показывать, но даже и упоминать о них. Впервые они были показаны на выставке "Дважды спасенные. Произведения европейской живописи XIV-XIX веков, перемещенные на территорию Советского Союза из Германии в результате Второй мировой войны". Целый ряд картин и скульптур из Готы дополнили постоянную экспозицию ГМИИ им. А.С.Пушкина в начале 2000-х годов.

    Крупным совместным проектом Пушкинского музея и Фонда замка Фриденштейн стал показ работ Лукаса Кранаха. Для выставки "Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом" (2016) в Москве из Готы привезли девять картин и почти 20 гравюр. А годом раньше картина Лукаса Кранаха Старшего "Мадонна с Младенцем" из ГМИИ им. А.С.Пушкина, входящая в состав "перемещенных ценностей", впервые была показана на выставке в Готе.

    Другим совместным проектом стала выставка "Шедевры французского искусства из Пушкинского музея в Готе". Тогда, в 2017 году, впервые в Тюрингии были показаны 27 экспонатов из собрания Пушкинского.

    Сегодня и показ этих работ публики, и совместное обсуждение экспертами проблем реставрации и изучения кажутся само собой разумеющимися. И эта возможность - сама по себе плод терпеливой многолетней работы хранителей, дипломатов, реставраторов, исследователей. Подписанное соглашение между двумя музеями открывает возможности для совместной работы специалистов музеев Москвы и Готы. Речь идет об оцифровке работы, хранившихся в Готе до 1946 года, и созданию совместной базы данных.

    Так, планируется техническая съемка лицевой и оборотной стороны картин, открытый доступ к информации к научному описанию работ, описанию их сохранности и их провенансу. Результаты и этапы совместной работы будут публиковаться на специальной странице на сайте отдела реставрации и консервации ГМИИ им. А.С. Пушкина.

    Как заметила г-жа Беата Гжески, временная поверенная в делах Посольства ФРГ, этот договор создает платформу для межкультурного диалога, причем не только в музейной сфере. Он позволяет искать точки соприкосновения, общие интересы и взаимопонимания в непростом и изменчивом мире.

    Словом, "культура имеет значение", как подытожил Михаил Швыдкой, который также присутствовал при подписании договора.

    Прямая речь

    О работе российских реставраторах над произведениями, которые поступили в ГМИИ им. А.С.Пушкина после Второй мировой войны, рассказал Игорь Бородин, заведующий отделом реставрации ГМИИ им. А.С. Пушкина:

    - Изучением и реставрацией произведений искусства, которые входят в число перемещенных во время войны ценностей, сотрудники нашего музея занимаются с мая 1945. Именно тогда в ГМИИ им. А.С. Пушкина стали поступать вещи из Германии. Наряду с научными сотрудниками реставраторы были одними из первых, кто стал работать с памятниками искусства, привезенными в наш музей.

    Вкратце напомню об основных вехах этой работы с этими произведениями, в которой участвовали наши реставраторы.

    Прежде всего это выставка в ГМИИ им. А.С.Пушкина картин из Дрезденской картинной галереи в 1955 году. После нее большинство картин из собраний Музеев Дрездена были переданы советской стороной в музеи Дрездена.

    Следующая выставка состоялась полвека спустя, в 2005 году. Проект "Археология войны", один из значительнейших проектов музея, позволил показать впервые после войны шедевры, которые хранились в запасниках. Большинство вещей, представленных на этой выставке, прошли через руки реставраторов.

    В 2015 году мы показали выставку "Искусство древнего Кипра". В ходе подготовки к ней выставке было отреставрировано более 1000 единиц хранения. Большинство памятников, показанных на ней, затем вошли в основную экспозицию античной коллекции музея.

    Благодаря работе реставраторов на выставке "Кранахи: между ренессансом и маньеризмом" (2016) в ГМИИ им. А.С.Пушкина были показаны шедевры, хранившиеся раньше в музее замка Готы.

    Мы обсуждали результаты этих проектов. И понимали, что многое остается и за пределами и выставок, и каталогов. Так возникла идея проекта, посвященного реставрации скульптур Донателло, для которого была создана отдельная страница на сайте отдела реставрации.

    Для каждого предмета была создана специальная карточка, включавшая не только его изображение предмета, но и результаты его исследования нашими специалистами. Этот проект был реализован на четырех языках: русском, немецком, английском, итальянском. В процессе работы с проектом было снято несколько фильмов, которые также выложены на нашем сайте. Сейчас в 28 зале можно увидеть как оригинал, так и гипсовую копию скульптуры Донателло "Иоанн Креститель", заказанную профессором Иваном Владимировичем Цветаевым.

    Наш следующий проект был связан с изучением и реставрацией столешницы c необыкновенной красоты мозаикой pietre dure, которая до Второй мировой войны хранилась в сокровищнице Зеленые Своды в Дрездене.

    В ее реставрации проекте приняли участие наши коллеги из Эрмитажа. Все этапы изучения и работы с этим уникальным памятником фиксировались на русском и английском языках. Сейчас подготовлен цикл из десяти коротких фильмов, где мы рассказываем обо всех этапах работы с этим интереснейшим памятником.

    Очень надеюсь, что в ближайшее время публика сможет увидеть его в нашей постоянной экспозиции.

    Я думаю, что наше сотрудничество с Фондом замка Фриденштайн будет строиться аналогичным образом. В ближайшие месяцы мы откроем страницу на нашем сайте реставрации, посвященную этому проекту. В любом уголке мира можно будет посмотреть эти шедевры и увидеть, как идет работа реставраторов.

    Справка "РГ"

    Замок Фриденштайн в городе Гота, что в Тюрингии, называют "барочной вселенной". Построенный в 1643-1654 годах герцогом Эрнстом Благочестивым во времена Тридцатилетней войны, он получил символическое имя Фриденштайн, то есть "Камень мира". К концу XVII века здесь был построен Дворцовый театр, созданный Фридрихом I для празднования своего бракосочетания. Сегодня это один из редких театров, в которых сохранилась вся оригинальная машинерия сцены барочной эпохи. В конце XIX века в Тюрингии дворцовые коллекции стали делать доступными для публики. И в 1879 году герцог строит в Готе здание для показа своих коллекций. Сегодня музейный комплекс в Готе, кроме замка, включает дворцовый театр, герцогский музей, церковь, английский парк и оранжерею. Есть Естественнонаучный музей, Кунсткамера - своего рода отражение божественного универсума в микрокосмосе собрания, библиотека со старинными манускриптами и новейшей научной литературой, дворцовый архив.

    Музейное собрание насчитывает около полутора миллионов экспонатов, в том числе произведения живописи, графики, керамики, фарфора. Гордость музея дворца Готы - самое большое после Лувра собрание французского скульптора Жана-Антуана Гудона и великолепная коллекция немецкой и голландской живописи, в том числе - Лукаса Кранаха.

    И да, доктор Тобиас Пфейфер-Хельке, директор Музея Фонд Замка Фриденштайн, специально упомянул, что в музее дворца Готы говорят на русском. Что и подтвердилось во время пресс-конференции. Впрочем, на сайте музея дворца Готы информация - лишь на немецком и английском.

    Поделиться