16.06.2021 13:32
    Поделиться

    Ректор СамГМУ рассказал, когда закончится кадровый голод в медицине

    Заменит ли искусственный интеллект умного врача? Доедут ли врачи-"миллионеры" до глубинки? Зачем русскому профессору английский язык, а практикующему хирургу - виртуальная реальность? На эти и другие вопросы на встрече в "РГ" ответил ректор Самарского государственного медицинского университета Александр Колсанов.
    Георгий Субботин/РГ

    Александр Владимирович, в пандемию все медучреждения работали в "военном" режиме, а учебные заведения, напротив, перешли на удаленку. На каком крае оказался медуниверситет?

    Александр Колсанов: Во всех смыслах - на передовой, хотя большая часть занятий, как и в других вузах, проходила удаленно. И именно поэтому в условно свободное время мы смогли задействовать наших студентов и преподавателей на лечебной работе. Из 6500 наших студентов и 1100 клинических мы больше половины направили в первичное звено, которое и так испытывает кадровый голод, а в пандемию еще и перевело часть врачей в стационары. Там они были трудоустроены медсестрами, санитарками...Кроме того, работали и в ковидных госпиталях. Мы просто перенесли на самый острый период практику, а потом уже продолжили обучение. А высвободившихся от дистанта 30 преподавателей мы направили на работу в ковидный госпиталь в Южном городе, где они и сейчас продолжают оказывать помощь больным. Кроме того, наш университет имеет свои клиники на 1000 коек, и вот 300 из них мы тоже перепрофилировали под ковидные.

    Но процесс обучения не прерывали ни на день, ведь кроме своих студентов надо было учить и действующих врачей, и медсестер, как работать с доселе неведомой инфекцией. И для этого мы разработали очень емкую программу - всего 36 часов - для переподготовки инфекционистов, пульмонологов, реаниматологов, среднего медперсонала. В Самарской области ведь было открыто 6700 ковидных коек, потребность в кадрах колоссальная.

    А можно ли так быстро подготовить врача?

    Александр Колсанов: Мы же его не с нуля готовили, а давали актуальные знания и навыки по профилактике, лечению и восстановлению после COVID-19. А базовые знания по инфекционным болезням есть у каждого доктора. И, кстати, мы не только в Самарской области решили эту проблему, но восемь наших докторов в самый напряженный период оказывали помощь и больницам Иркутска.

    Была еще и научная часть. Специально созданная группа разработала и внедрила, например, совместно с областной станцией переливания крови использование антиковидной плазмы. Мы отрабатывали несколько технологий с использованием искусственного интеллекта для оценки тяжести состояния больного при поражении легких и выбора тактики лечения.

    А когда практикующие доктора вплотную столкнулись и с проблемой реабилитации пациентов, перенесших ковид, мы подключились и к этой проблеме. При СамГМУ создан международный НОЦ нейропсихиатрии. В нем участвуют специалисты более 40 стран, которые оценивают психическое здоровье переболевших и разрабатывают программы реабилитации. Это и ухудшение памяти, и нарушение пластичности мозга, и тревожность...

    Опыт пандемии нас чему-то научил, можно ли вообще готовиться к таким незапланированным ЧП, ведь в любой день может появиться новый вирус?

    Александр Колсанов: Никто в мире, в нашей стране и области не был подготовлен к COVID-19. Но теперь очень важно, что система здравоохранения знает, как себя вести в экстренных ситуациях. В России всегда была сильная школа по инфекционным болезням, и в целом, я считаю, российская система здравоохранения справляется с этой проблемой, причем гораздо лучше других развитых стран.

    Скажите честно, не как ректор, а как пациент: вы бы доверили свое здоровье врачу, получившему платный диплом? Народ их побаивается...

    Александр Колсанов: В августе будет два года, как я работаю ректором, и за это время нам удалось поднять нижнюю границу баллов по ЕГЭ для поступления. Сегодня разница среди поступивших абитуриентов на бюджет и на платном потоке малозаметна. Мы много работаем над позиционированием СамГМУ, и поэтому к нам едут сильные выпускники из других регионов. Большой плюс - обеспечиваем общежитием всех нуждающихся.

    В Самарский мед едут учиться и из 21 страны мира. Но мы пошли дальше - в прошлом году приняли 120 иностранных студентов, пока это Тунис, Марокко, Египет, которых обучаем на английском языке. Это не только возможность заработать деньги на развитие университета (иностранный студент стоит вдвое дороже российского), но и престиж вуза на мировом уровне. Так что наши преподаватели сегодня активно учат английский язык, чтобы читать лекции, писать статьи, выступать на международных форумах. Кстати, к нам на работу пришли и десять зарубежных ученых, на нашу российскую профессорскую, а не заоблачную европейскую зарплату.

    Им это зачем?

    Александр Колсанов: Каждый хочет попробовать себя в новых направлениях, и если такая научная площадка находится, неважно, где ее география. Нет же науки самарской или московской, есть - мировая.

    В вашем вузе постоянно появляются новейшие разработки для самых разных отраслей медицины. Расскажите о самых, на ваш взгляд, перспективных.

    Александр Колсанов: Обычно как работает ученый: у него появляется идея, потом команда единомышленников делает прототип и идет с ним в лечебное учреждение: "Попробуйте". Но врачи восторгов не разделяют, у них вообще другие проблемы. Поэтому многие гранты заканчиваются написанием красивой статьи, но не реальной пользой.

    Мы построили работу по-другому: идем к врачам и спрашиваем о проблемах. Возвращаемся в лабораторию и прорабатываем гипотезы. Потом - снова к докторам. Только когда совместным мозговым штурмом отбираем одну-две жизнеспособные идеи, инвестируем деньги в разработку востребованного продукта.

    Поскольку нельзя быть лидером во всех медицинских направлениях, СамГМУ выбрал IT-медицину. Мы даже собрали команду продвинутых айтишников из 80 человек и открыли собственный технопарк, где за два-три месяца можем изготовить быстрый прототип серийного изделия. На это ушло несколько лет, но теперь у нас есть несколько небольших команд, каждая из которых работает над своей проблемой.

    Какие из технологий и изделий уже реально предложили на мировой рынок?

    Александр Колсанов: Интерактивный анатомический стол "Пирогов" уже используют не только в России, но и во Вьетнаме, Люксембурге, странах СНГ. Это единственная на данный момент разработка симуляционной программы 3D-визуализации анатомии человеческого тела. Все системы, слои и органы представлены в виде трехмерных моделей мужского и женского тел.

    На сегодняшний день на интерактивном столе кроме анатомии на макроуровне можно изучить любой орган и его элементы. Это очень поможет в подготовке хирургов, офтальмологов, стоматологов, да почти всех специалистов-медиков. Таких продуктов (наш имеет описание на нескольких иностранных языках) в мире всего три. Но самарский стоит много дешевле аналогов, поэтому мы полностью убрали с отечественного рынка иностранцев и пошли за рубеж. За несколько лет после создания разработки продано более 150 столов.

    Система AUTOPLAN позволяет создавать трехмерные модели анатомии пациента, в том числе за счет совмещения различных результатов компьютерной и магнитно-резонансной томографии. Это обеспечивает точность локализации воздействия и оптимальность выбора конфигурации электродов. Система позволяет минимизировать повреждение живых тканей, сократить сроки восстановления пациента.

    AUTOPLAN сегодня успешно применяется в нейрохирургии, эндокринной хирургии и травматологии. С использованием отечественной системы навигации проведено более 900 операций.

    Или разработанный и уже внедренный в клиническую практику аппарат реабилитации пациентов после инсульта, травм и других заболеваний. С помощью VR-технологий устройство погружает пациента в виртуальную среду и, совмещая визуальное, слуховое и тактильное воздействие, имитирует различные бытовые ситуации. Такой "имитируемый" опыт реально восстанавливает нейронные связи за счет стимуляции мозговой активности и возвращает человеку базовые навыки, необходимые в быту.

    В одном из интервью вы сказали, что современный университет должен быть драйвером региональной экономики... Но вместе с тем само высшее образование, особенно медицинское, требует серьезных инвестиций. Реально ли найти баланс?

    Александр Колсанов: Мы его нашли!

    Острый вопрос

    Ваш университет ежегодно выпускает около тысячи врачей, и, если решать проблемы простым сложением, то за пятилетку все вакансии должны быть закрыты. В поддержку медикам работают госпрограммы "Земский врач" и "Земский фельдшер", по которым уехавшим в небольшие населенные пункты медикам платят до миллиона рублей подъемных. Но вакансии все равно не закрываются, что за болезнь такая с кадрами?

    Александр Колсанов: Во-первых, мы готовим врачей не только для Самарской, а как минимум для шести соседних с ней областей. Но главная проблема, конечно, как это не странно звучит, в низкой зарплате врача. Вот тут печальный опыт COVID-19 как бы ее заострил и на должную высоту поставил саму профессию, статус этих людей, а следовательно, и зарплату. Если бы у нас доктора и медсестры в мирной жизни зарабатывали столько, сколько в пандемию, уверяю, в стационары и поликлиники бы стояли очереди соискателей.

    Но многое уже делается в этом направлении. Очень большие надежды связываю с программой обучения в медвузах по целевому приему. Если раньше отработка после учебы для таких студентов была не очень-то обязательной, то сегодня в договорах это четко прописано: если студент не возвращается работать на место, то он возвращает сумму, значительно превышающую ту, что была потрачена на его подготовку.

    Поделиться