- В 2019 году изъяли льготу в виде 40 процентов от базовой ставки в отношении машин, которые используются для международных автоперевозок. Стало известно об этом только в ноябре 2020-го, когда пришло время платить транспортный налог в полном объеме. До сих пор не знаем, каким расчетом руководствовались, принимая такое решение, - рассказал глава филиала АСМАП по УрФО, заместитель председателя транспортного комитета Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей (СОСПП) Александр Салаутин. - 1 декабря Уральская ТПП по нашему ходатайству обратилась к губернатору с просьбой восстановить льготу. Через три месяца состоялось межведомственное совещание с участием трех министерств, ФНС, бизнес-омбудсмена. Все высказались за возврат льготы: затраты международных перевозчиков намного выше, чем у тех, кто ездит по внутренним маршрутам. Тем не менее несколько дней назад мы получили на оценку регулирующего воздействия законопроект с критериями, которые совершенно неприменимы к нашим транспортникам.
Так, требование 70-процентной доли доходов от международных автоперевозок, по словам эксперта, мало кто в состоянии выполнить. У самого крупного уральского перевозчика в 2020 году по понятным причинам эта цифра составила всего 14,4 процента. Что касается увеличения численности персонала, то это в нынешних экономических условиях почти нереально.
- Мы отправили отрицательное заключение на нормативно-правовой акт заместителю губернатора Олегу Чемезову. По сути, у нас происходит постепенное замещение уральских перевозчиков иностранцами, создаются неравные условия для ведения бизнеса, - подчеркивает представитель СОСПП.
Дело в том, что российский перевозчик является плательщиком налогов и сборов в том регионе, где он зарегистрирован. Машины с номерами Беларуси, Украины, Молдовы, Литвы и Латвии, которых очень много на дорогах УрФО, зарегистрированы в других юрисдикциях - там практически везде существуют льготы для транспортников. Допустим, компания из страны-члена ЕС может закупить новую фуру на 10-12 тысяч евро дешевле, чем российская. Лизинговые программы в Польше и Прибалтике подразумевают 3-4 процента годовых, у нас - 12-14. Отсюда разница в себестоимости услуг. Дальнобойщик-иностранец вполне себе может позволить неделю прождать загрузки у ворот предприятия - он все равно окупит поездку.
- Конечно, многие экспортеры выбирают доставку там, где дешевле, хотя сами просят у правительства льготы по платежам за землю, налогам и сборам. А перевозчики остаются при своих интересах. Мы подсчитали, во сколько обойдется областному бюджету возврат льготы по транспортному налогу, - от 70 до 93 миллионов рублей в год в зависимости от того, в каком объеме от базовой ставки ее предоставят. Для такого региона - мизер, но у отрасли эти деньги отняли, - замечает Салаутин.
Руководитель департамента регуляторной политики Института развития и адаптации законодательства Александр Трахтенберг более эмоционален в оценке.
- В чистом виде избыточное, дефектное регулирование. Есть цепочка: стратегия социально-экономического развития региона - госпрограммы - отраслевые правовые акты. К сожалению, в Свердловской области между ними нет никакой связи. В стратегии ни слова не сказано о том, что ключевые отрасли экономики, а логистика имеет все шансы ею стать, должны иметь налоговые льготы. Нет этого и в областных госпрограммах. "Большой деловой четверке" нужно обратиться к губернатору с предложением внести в стратегию и закон об инвестициях норму, запрещающую ухудшать экономические условия. Изъятие льготы - в чистом виде ухудшение без какого-либо обоснования, - считает эксперт.
Дмитрий Брусянин, заместитель министра транспорта Свердловской области:
- С замечаниями АСМАП я согласен лишь частично. Проблему мы знаем, с министерством экономики, которое вводит налоговые льготы, сейчас как раз обсуждаем критерии. Льготы и наполняемость бюджета - это всегда некий баланс интересов. Преференции, которые предоставляются за счет бюджета, подразумевают какие-то ограничения - это единая политика на уровне Федерации и субъектов РФ. А вот конкретные параметры (процент дохода) обсуждаемы. Будем с СОСПП изучать предложения и выходить на минэкономики, отстаивать интересы транспортников.