За сокрытие же имущества, если это причинило крупный ущерб, законом устанавливается до четырех лет лишения свободы. По словам экспертов, на практике уголовные дела по данным статьям встречаются редко, и в основном касаются крупных банкротств. Причина в том, что сегодня не существует четкой методики расследования подобных преступлений. Полиции приходится проводить особые экспертизы, ждать завершения судебных разбирательств в самом банкротстве и т.д. В министерстве юстиции, разработавшем законопроект, уверены, что принятые изменения позволят повысить эффективность выявления и пресечения преступлений в сфере банкротства.
В свою очередь адвокат бюро адвокатов "Де-юре" Роман Волкоморов полагает, что принятые закон может привести к увеличению числа лиц, осужденных за преднамеренное банкротство.
Сегодня 70 процентов кредиторов ни в какой мере не получают удовлетворение своих требований в ходе процедур банкротства. По данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, в 2020 году арбитражными судами принято к производству 172 986 заявлений о банкротстве. При этом завершено 7 125 конкурсных производств. "Из статистических данных отчетливо явствует низкая эффективность банкротных процедур, - говорит Роман Волкоморов. - Это связано как с низким качеством проведения процедур банкротства, так и со стремлением нерадивых контролирующих должника лиц обогатиться за счет преднамеренного доведения своих компаний до несостоятельности. В этой связи государством вырабатываются организационные и процессуальные основы для возможности влияния на складывающуюся ситуацию".
Согласно действующим нормам, арбитражный управляющий обязан провести проверку по выявлению признаков фиктивного и преднамеренного банкротства. Результаты направляются в том числе в правоохранительные органы. По данным Судебного департамента, в 2019 году арбитражными управляющими было подготовлено 928 заключений об установлении признаков наличия фиктивного или преднамеренного банкротств. В 2020 таких заключений было уже 1 553. В то же время в 2019 году осужденных за преднамеренное банкротство было 29 человек, а в 2020 - 22 человека.
"Таким образом, преднамеренных банкротств в действительности гораздо больше, чем осужденных по соответствующей статье Уголовного Кодекса. Учитывая, что законопроект направлен, в том числе на расширение круга привлекаемых к уголовной ответственности лиц, это должно привести к увеличению числа лиц, осужденных по ст. 196 УК РФ", - говорит Роман Волкоморов.
По его мнению, угроза привлечения к уголовной ответственности в свою очередь должна способствовать снижению числа преднамеренных банкротств, от которых страдают не только кредиторы, но и практически каждый человек. Ведь прямым следствием преднамеренного банкротства является сокращение работников. Если предприятие должно по суду выплатить каким-то сотрудникам компенсации, например, за травму на производстве, есть риск, что люди не увидят своих денег в случае преднамеренного банкротства компании.
Введенные принятым законом нормы предусматривают новые способы получения доказательств - это показания лица, впервые совершившего преступление в области банкротства и активно способствующего раскрытию и расследованию преступления. Полученные таким образом доказательства позволят привлекать к ответственности бенефициарных владельцев банкротных компаний, не имеющих прямых юридических связей с банкротами, полагает адвокат. Иными словами, правоохранители смогут выявлять и привлекать к ответственности тех, кто остается в тени.