Международная промышленная выставка
04.07.2021 19:33
Текст: Сергей Степанченко (Свердловская область)

Вектор задан

ИННОПРОМ дает импульс развитию всех сфер экономики Среднего Урала
Главный промышленный форум страны - международная выставка ИННОПРОМ после пропуска ковидного 2020-го вновь проходит в обычном формате: стенды, конференции, встречи, соглашения... Чем удивит гостей имиджевое для региона мероприятие, что дает его проведение территории, рассказал губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев.
Владимир Путин посещал ИННОПРОМ в 2017 и 2019 годах. Евгений Куйвашев (справа) и президент областного Союза промышленников и предпринимателей Дмитрий Пумпянский (слева) познакомили президента с экспозицией. Фото: Департамент информационной политики Свердловской области Владимир Путин посещал ИННОПРОМ в 2017 и 2019 годах. Евгений Куйвашев (справа) и президент областного Союза промышленников и предпринимателей Дмитрий Пумпянский (слева) познакомили президента с экспозицией. Фото: Департамент информационной политики Свердловской области
Владимир Путин посещал ИННОПРОМ в 2017 и 2019 годах. Евгений Куйвашев (справа) и президент областного Союза промышленников и предпринимателей Дмитрий Пумпянский (слева) познакомили президента с экспозицией. Фото: Департамент информационной политики Свердловской области

В 2020 году ИННОПРОМ проходил в онлайн-формате, и этот опыт оказался удачным. Почему решили вернуться к традиционной форме и какие плюсы "удаленки" планируется использовать в дальнейшем?

Евгений Куйвашев: Вопрос об уходе нашего крупнейшего конгрессного мероприятия - выставки ИННОПРОМ - полностью в онлайн не стоял. Да, распространение коронавирусной инфекции и связанные с ним строгие ограничения сломали многие наши планы. ИННОПРОМ оказался в их числе. Для того чтобы сохранить статус и масштаб форума, организаторам пришлось оперативно создавать онлайн-инфраструктуру, увести мероприятие в Интернет. Но это тот самый случай, когда сложившаяся непростая ситуация оказалась нам даже на руку. Был создан совершенно новый продукт - проект "ИННОПРОМ-онлайн", который стал полноценным цифровым продолжением выставки. В условиях пандемии профессиональное сообщество получило площадку для обсуждения самых актуальных вопросов промышленного производства, и она оказалась очень востребованной - аудитория проекта в 15 раз превысила число участников выставки 2019 года. Для Свердловской области было принципиально важно поддержать это начинание и выступить партнером мероприятия. Регион получил новый ценный опыт, который мы сможем успешно использовать и при проведении других масштабных форумов, в том числе в смешанном формате. Ну а сам проект, родившийся на Урале, в результате достиг транснационального уровня и стал мультиформатным: ИННОПРОМ теперь проводится очно раз в год в Екатеринбурге, несколько раз - на различных зарубежных площадках в рамках проекта Innoprom Worldwide, а также на постоянной основе в течение всего года в интернете.

И все же, как только позволила эпидобстановка, мы вернулись к подготовке ИННОПРОМа в прежнем формате. Это конгрессное и выставочное мероприятие примерно в равных пропорциях. Это живой диалог, выстраиваемый в рамках деловой программы. Но, кроме того, это и качественная экспозиция со сложнейшими образцами и технологиями. Ее увести в онлайн практически невозможно, нецелесообразно. Поэтому со всеми самыми строгими COVID-протоколами и санитарными мерами мы в этом году возвращаемся в офлайн.

Для Екатеринбурга и Свердловской области от проведения ИННОПРОМа в прежнем формате есть еще один огромный плюс. Благодаря таким крупным международным мероприятиям наш бизнес, в первую очередь сфера гостеприимства, получает дополнительную возможность заработать. После сложного 2020 года это для нас очень важно.

ИННОПРОМ - визитная карточка индустриального региона, ее эффект мультипликативный

Основные темы выставки в 2021 году - гибкое производство, гибкие технологии и адаптивная продукция. В чем сильна Свердловская область?

Евгений Куйвашев: Системообразующие для Урала отрасли - металлургия и тяжелое машиностроение, - на первый взгляд, не вполне подпадают под привычную трактовку этих понятий. Однако рыночные успехи наших компаний свидетельствуют о достаточной гибкости и адаптивности. В то же время есть и в чистом виде "гибкие производства" - как знаковые для региона, например, НПО автоматики и Уральский оптико-механический завод, так и новые, относительно небольшие: ГК "Техпром", НПЦ "Промэлектроника" и другие. Один из ярких представителей новой индустрии - "Портновская мануфактура SHISHKIN", которая в 2020 году запустила первую в России цифровую швейную фабрику. И это только отдельные примеры.

На мой взгляд, о гибкости уральских предприятий говорит тот факт, что в прошлом году они в считаные недели смогли кратно нарастить производство самых востребованных в период борьбы с коронавирусом продуктов: средств индивидуальной защиты, дезинфицирующих растворов, аппаратов искусственной вентиляции легких и других.

Здесь нельзя не сказать также и о развитии сферы цифровых технологий, на которые мы делаем сегодня ставку. Мы уже сейчас занимаем третье место по количеству представленных в рейтинге 100 крупнейших IT-компаний России, многие из которых известны на мировом уровне.

Заявлено, что стенд Свердловской области "удивит не только масштабом экспозиции, но и представленными инновациями в области цифровых технологий". Какие компании там можно будет увидеть и какие уникальные технологии они продемонстрируют?

Евгений Куйвашев: Концепция стенда Свердловской области на выставке ИННОПРОМ предполагает возможность бесплатного экспонирования для уральских компаний из пула наиболее перспективных, некрупных и отвечающих теме выставки. В этом году речь идет о 29 компаниях, которые занимаются организацией "умного производства" в сферах металлообработки, индустриальной автоматизации, аддитивных технологий, машиностроения и выпуска компонентов, технологий для энергетики.

Партнер ИННОПРОМа в этом году - Италия. Как сегодня строится взаимодействие Свердловской области с этой страной, в каких отраслях есть перспективы для расширения сотрудничества?

Евгений Куйвашев: Итальянский бизнес очень заинтересован в партнерстве с нашим регионом, есть успешные примеры взаимодействия. У нас давно открыты филиалы банков "Интеза" и "ЮниКредит", компания Enel успешно работает в энергокомплексе, осуществляя модернизацию крупнейших электростанций, техническое перевооружение металлургических предприятий ведется с участием итальянских поставщиков. Инвестпроекты на Среднем Урале реализовали производители строительных материалов - Buzzi Unicem, Piastrella, химической продукции - Mapei. Это только часть примеров.

К сожалению, пандемия дала о себе знать и в 2020 году товарооборот Свердловской области с Италией снизился и составил около 192 миллионов долларов (16-е место среди наших торговых партнеров). Но это означает лишь то, что у нас серьезные перспективы, а выставка ИННОПРОМ - отличная площадка для возобновления деловой активности с обеих сторон. Большой потенциал, помимо торговли, я вижу в создании совместных производств в сферах переработки бытовых отходов, технологий "умного города", производства оборудования, в реализации экологических проектов и т.д. Кроме того, Италия обладает уникальным опытом работы с малыми предприятиями, что нам тоже очень интересно.

Хотелось бы, чтобы трансфер технологий был улицей с двусторонним движением. Что нужно сделать, чтобы высокотехнологичная продукция наших предприятий и технологии, разработанные на Урале, были шире представлены на мировом рынке?

Евгений Куйвашев: Увы, пока количество полос в нашу сторону намного больше, чем в обратную. Но мы работаем над расширением. В 2020 году по объему несырьевого неэнергетического экспорта Свердловская область заняла среди регионов страны 4-е место. Наш фирменный товар, востребованный на европейском рынке, - продукция металлургии, и уральские производители доказывают, что она тоже может быть высокотехнологичной. Так, Первоуральский новотрубный завод поставляет в страны ЕС изделия для машиностроения, гидравлики, вагоно- и автомобилестроения.

Как в целом чувствуют себя свердловские экспортеры?

Евгений Куйвашев: 2020 год и пандемия сильно изменили мировой рынок, многие привычные цепочки поставок были прерваны, а по ряду экспортных товарных позиций на европейском рынке действуют защитные механизмы. Сегодня наиболее выгодные для наших технологий рынки находятся, прежде всего, в странах Евразийского экономического союза, СНГ, Азии, Африканского континента. Мы это понимаем и движемся в обозначенном направлении. По итогам прошлого года экспорт электрических устройств вырос на два процента, железнодорожной техники - на 27%, в 1,8 раза увеличились поставки продукции приборостроения, в основном за счет медицинского оборудования. Только дыхательных приборов продано в 2,9 раза больше - их покупали Сербия, Узбекистан, Казахстан, Босния и Герцеговина, Индонезия. Мы видим, что ИННОПРОМ играет большую роль в продвижении продукции наших предприятий на мировых рынках.

Каких результатов вы ожидаете от выставки с точки зрения привлечения прямых и косвенных инвестиций? И какова эффективность предыдущих выставок?

Евгений Куйвашев: ИННОПРОМ - главная визитная карточка нашего индустриального региона, важнейшая площадка для презентации его инвестиционного и промышленного потенциала. Ее эффект сложно измерить - он мультипликативный. Благодаря участию в выставке глобальных лидеров мы получаем прямой доступ к новейшим мировым технологиям. Заключаются соглашения, наращивается сектор высокотехнологичного производства в регионе, появляются новые рабочие места, увеличиваются поступления в бюджеты всех уровней, создаются условия для роста прибыли малых и средних предприятий.

Экономический эффект только от проведения выставки оценивается ориентировочно в четыре миллиарда рублей. Для понимания: прямые затраты бюджета Свердловской области на финансирование части мероприятий ИННОПРОМа (70-80 миллионов рублей) составляют всего 2-2,5 процента от суммы выручки организаций в сфере конгрессно-выставочной деятельности и смежных отраслей (по оценкам экспертов, инвестиции в ивент-индустрию дают 5-7-кратный эффект в транспорте, торговле, общепите, гостиничном секторе, рекламе, индустрии развлечений и т.п.). И это без учета экономической отдачи от заключаемых на полях выставки контрактов.