Инвалидам помогут в получении образования

Система образования и последующей профподготовки детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья должна быть единой и построенной на принципе преемственности - от детского сада и школы и до получения среднего профессионального или высшего образования. План межведомственного взаимодействия на всех этапах этой цепочки ключевые министерства должны будут разработать уже к сентябрю. Такое поручение дала вице-премьер Татьяна Голикова по итогам заседания Совета по вопросам попечительства в социальной сфере.
iStock

На совещании отметили, что процесс "инклюзии", то есть включения инвалида в активную социальную жизнь, у нас все еще нередко подменяется "эксклюзией". И это связано не только с трудностями в получении качественного образования, но и особенностями российской регуляторики.

Например, если инвалид устраивается на работу, он теряет часть социальных выплат, и эти потери могут доходить до 30%, отмечали участники заседания. Поэтому до сих пор далеко не все люди с ограниченными возможностями стремятся получить хорошее образование и профессию. По результатам недавно проведенного опроса, о нежелании трудоустройства заявили 40% инвалидов в возрасте от 14 до 35 лет.

При этом активная жизненная позиция начинает формироваться у человека очень рано, и выбранная в нашей стране модель обучения детей-инвалидов вместе со здоровыми сверстниками должна этому способствовать. На уровне детского сада и школы, отметила Татьяна Голикова, ситуация постепенно улучшается. Так, количество особых детей, не получивших место в коррекционных группах в детских садах, сократилось более, чем на 24%, и сейчас в очереди остается не более 2,5 тысячи таких ребятишек. Что касается школьного образования, уже 56% детей-инвалидов обучаются вместе со сверстниками.

В рамках нацпроекта "Демография" построено 1100 детсадов на 167 тысяч мест, и все они, как и новые школы, спроектированы и оснащены так, чтобы быть удобными для детей, имеющих проблемы со здоровьем, отметила вице-премьер.

Более серьезные проблемы, по мнению Голиковой, остаются в сфере среднего профессионального и высшего образования. "В 83 регионах работает 121 базовая профессиональная организация, 40 ресурсных учебно-методических центров в системе среднего профобразования и 21 такой же центр высшего образования, у которых более 560 вузов-партнеров. Здесь мы, к сожалению, фиксируем большее количество проблем, - сказала вице-премьер. - Первое - сохраняется дефицит кадров. Несмотря на то, что численность специалистов, которые работают с инвалидами, увеличилась в 2020 году до 135 тысяч, все-таки мы фиксируем недостаток более 10 тысяч таких специалистов".

Устраиваясь на работу, инвалид теряет часть выплат - потери могут доходить до 30%

Хотя общее число студентов колледжей за пять лет выросло в 1,6 раза до 3,1 миллиона, доля студентов с инвалидностью в их числе по-прежнему очень мала - только 1%. Примерно такая же картина наблюдается и в ВУЗах.

"Это как раз говорит о том, что инфраструктура средних специальных учебных учреждений и кадровый потенциал этих заведений не совсем готовы к работе с такими студентами", - добавила Голикова.

Результаты исследования, проведенные в Российском государственном социальном университете, показали, что существует несоответствие квот, выделяемых государством для обучения инвалидов, и их потребностей. "Технические специальности остаются мало востребованы, в то же время, как показал наш опрос, существует большой спрос на получение гуманитарного образования", - сообщила ректор РГСУ Наталья Починок. Она предложила не отдавать "лишние" бюджетные места для других соискателей, но продумать систему их перераспределения, чтобы инвалиды все же могли ими воспользоваться в приоритетном порядке.

Эксперты также отметили, что бюджетные места в техникумах вообще сейчас не предполагают квотирования для инвалидов, и те зачастую вынуждены получать среднее профобразование на платных местах. Эту проблему тоже надо решать.

О необходимости увеличить нормы финансирования для организации учебных мест для особых студентов говорили и руководители других ВУЗов. Например, нормальное обучение незрячих студентов невозможно без использования дисплея Брайля - это устройство позволяет быстро переводить текст в форму, доступную для чтения людям с проблемами зрения. "Это совсем иное качество обучения и качество жизни", - отметила общественный деятель Диана Гурцкая. Однако сейчас такая техника доступна лишь очень немногим.

Кстати, эта тема прозвучала и на недавней "Прямой линии" с президентом. Так что вопрос о включении дисплея стоимостью около 250 тысяч рублей в перечень техсредств реабилитации должен решиться в ближайшее время. Это поможет получить качественное образование и профессию очень многим инвалидам, лишенным зрения.