Вложения в уже созданные ОЭЗ после прошлогоднего локдауна возобновились с новой силой. Инвесторами выступают как те компании, с которыми вели переговоры задолго до кризиса, так и совершенно новые, принявшие решение о вложениях и строительстве своих заводов буквально недавно.
Все эти детали не влияют на спектр льгот, которыми резиденты ОЭЗ воспользуются как при строительстве своих предприятий, так и после ввода производственных линий в эксплуатацию. Представители бизнес-сообщества отмечают, что прошлый год и начало нынешнего с непростой экономической ситуацией стали для них неким испытанием, но и после него компании готовы вкладывать и больше, чем были намерены ранее.
Так, в ОЭЗ "Орел" строительство элеватора и мукомольного завода начали после того, как стоимость проекта выросла до 1,2 миллиарда рублей. Ранее инвесторы рассчитывали вложить в его создание примерно 800 миллионов. Всему причиной - рост стоимости строительных материалов и оборудования. Последнее, по словам гендиректора корпорации развития Орловской области Николая Шина, инвестор закупит в Швейцарии.
- Подобного высокотехнологичного оборудования очень мало, - отметил он. - Это гарантирует качественную обработку и перемолку зерна и высококлассный товар в результате. Это будет суперэкологичный мукомольный завод, высокоэффективный, мощный.
Радует кураторов ОЭЗ и тот факт, что резидент промплощадки - местная компания, которая работает на орловской земле уже 20 лет. Впрочем, в ОЭЗ рады не только землякам, но и тем, кто только готовится ими стать.
В калужской ОЭЗ недавно одобрили два проекта потенциальных резидентов: кондитерская фабрика "Вкуспром" будет производить здесь твердые карамельные конфеты, а ООО "Полимер Групп-Калуга" - агрострейч-пленку, укрывные материалы и пакеты.
Одобрение новых проектов в ОЭЗ Центральной России продолжается, как и развитие инфраструктуры перспективных промплощадок.
В инженерные сети, дороги и благоустройство, которое, к слову, тоже играет важную роль в привлечении инвесторов, вкладывают немалые средства как ресурсоснабжающие монополисты, так и региональные власти. Так, на людиновской площадке особой экономической зоны "Калуга" запущено дистанционное управление электроподстанцией 220 кВ "Войлово". Таким образом, электроснабжение резидентов ОЭЗ стало еще надежнее, а это, как отмечают эксперты, важный фактор не только для развития уже созданных производств, но и привлекательности площадки для новых инвесторов.
Резидентам одной из первых ОЭЗ федерального уровня - "Липецк" - тоже создают еще более комфортные условия. Вторая очередь объездной автодороги будет завершена к 2024 году: 12-километровое шоссе с мостом через Матырское водохранилище длиной 365 метров позволит соединить Тамбовскую и Грязинскую автотрассы. Значительная часть работ здесь уже выполнена, остался третий этап строительства - как раз мост через водохранилище и четырехкилометровый участок, который и замкнет транспортное кольцо вокруг Липецка. Новая дорога разгрузит трассы Липецк - Усмань и Липецк - Грязи, а также свяжет аэропорт с промышленной зоной и упростит выход транспорта на федеральные автодороги М-4 "Дон" и Р-22 "Каспий". Об энергоресурсах здесь заботятся заранее, опережая потребности инвесторов.
- У нас есть подготовленные, обустроенные площадки. Не надо искать и ждать энергоресурсы, мы гарантируем их на входе, - отмечает гендиректор ОЭЗ "Липецк" Роман Петрухин. - Наши инженерно-технические решения по автоматизации мониторинга и контроля сетей позволят сократить свои расходы и вывести надежность на новый уровень.
Однако инфраструктура для ОЭЗ - это не только коммуникации. В регионах отмечают, что вокруг крупных инвесторов, которые вкладывают средства в наукоемкие производства, выстраивается целая сеть небольших фирм - от поставщиков части сырья до предпринимателей, которые оказывают различные обыденные услуги. Кафе для сотрудников заводов, частные детские сады для их детей, клининговые компании, мини-гостиницы для приезжающих специалистов - таким образом ОЭЗ стимулирует малое предпринимательство. Помимо инфраструктурного фактора как одного из решающих, резидентов также волнует и кадровый потенциал регионов. Планируя строительство нового завода в особой экономической зоне "Орел", в компании "Эксперт-кабель" отметили: для работы производства потребуются 300 человек. Набирать их планируют из числа выпускников Орловского государственного университета. А в Липецкой области сами вузы нацелены на подготовку новых кадров для уже развитой ОЭЗ. Так, в Елецком госуниверситете имени Бунина к 2024 году готовы выпустить примерно 275 специалистов под запросы резидентов елецкой площадки. В вузе ОЭЗ называют ключевым партнером среди работодателей.
При этом в Липецкой области намерены усовершенствовать систему подготовки, а главное - подбора кадров. Роман Петрухин отметил, что в особой экономической зоне почти пять тысяч высококвалифицированных работников, однако потенциал ее далеко не исчерпан. И хотя кажется, что, пока новые резиденты занимаются строительством производственных линий, можно легко подготовить и подобрать специалистов, зачастую это лишь иллюзия. Поэтому здесь решили создать новый центр занятости: не только ради подбора, но и для переподготовки нужных специалистов.
- У некоторых потенциальных резидентов, с которыми я общаюсь, имеется некий стоп-фактор, сомнения в возможности обеспечить предприятие сотнями высококлассных специалистов, - отмечает Петрухин. - Но, когда у меня будет такая платформа, как "Служба занятости 2.0", сомнения будут исчерпаны.
Уже сейчас кастинг потенциальных сотрудников ведут сами работодатели, а банк соискателей расширился благодаря соглашениям с самыми крупными порталами по поиску работы. И это, как отмечают в ОЭЗ, только начало.