ОЭЗ - это индустриально направленные территориальные образования, которые, с одной стороны, четко фиксируют географические особенности региона, а с другой - выделяют перспективные индустрии на основе доступности региональных ресурсов и предлагают бизнесу налоговые, субсидиарные, кредитные и иные преференции.
Офшоры же - это территории и юрисдикции плоского, низкого или нулевого налогообложения дохода и прибыли, а также механизм укрытия конечных бенефициаров и защиты их интеллектуальных активов.
Все это неприменимо в рамках ОЭЗ, которые часто называют оншорами, то есть юрисдикцией с полным налогообложением, но с преференциями в отношении конкретных индустриальных проектов.
ОЭЗ построены по принципу создания с нуля проекта, который полностью интегрируется в специфику региона, обеспечит перспективу товарооборота и рабочих мест и позволит бюджету получать налоги от растущей деятельности. Но сначала проекту даются преференции и льготы - для становления и роста.
Основная польза ОЭЗ состоит, по моему мнению, в трех программах. Во-первых, это программы целевого финансирования проектов с привлечением банков и кредитных организаций в рамках определенной индустрии (например, сельского хозяйства или туризма). Во-вторых, это налоговые преференции для предпринимателей по формуле "налог ниже - оборот больше - собираемость налогов выше в долгосрочной перспективе". В-третьих, это социальная направленность ОЭЗ как механизма обеспечения региона рабочими местами и снижения нагрузки на бизнес по отчислениям в фонды (до выхода на самоокупаемость).
Ожидания акционеров по экономической отдаче не всегда оправдываются. И это во многом связано не с размером льгот или субсидий, а с отсутствием рыночного спроса на саму продукцию или услугу, а также с бичом практически всех российских инвесторов в ОЭЗ - уровнем постоянных затрат, которые компании часто не могут снизить.
Успех проекта в рамках ОЭЗ в первую очередь зависит от инновационности продукта или услуги, их низкой себестоимости и возможности производителя относительно быстро заявиться на рынке в каналах дистрибуции, то есть стать доступным покупателю. В этой связи наиболее успешными можно считать сервисные проекты в сфере ИТ и цифровых услуг. Бизнесы, требующие построения национальной системы дистрибуции, требуют много времени и инвестиций и, как результат, имеют очень большой риск неуспеха.
Создавать ОЭЗ регионального уровня стоит прежде всего для привлечения прямых инвестиций, в том числе иностранных. Для бизнеса это гарантия неизменности экономических условий в субъекте РФ минимум на пять - семь лет. Сами зоны привлекают инвесторов к вложению не только в физические активы, но и в уставные капиталы российских компаний, что означает возможность кооперации.
ОЭЗ должны развиваться только в формате сотрудничества и взаимообмена - технологий, человеческого капитала, ресурсов. Во всем мире это чаще всего делают через организацию совместных предприятий (СП, Join Ventures) - как на срок реализации проекта, так и на долгосрочную перспективу. В обоих случаях СП может трансформироваться в слияние как в следующую ступень интеграции.