Новости

06.07.2021 15:24

Право на идею

Понятие "креативная индустрия" закрепят в законе
Минкультуры РФ представил на общественное обсуждение законопроект, в котором закрепят понятия "креативные индустрии" и "креативное предпринимательство". Что это значит для российской экономики?

Как известно, креативная индустрия - это (относительно) новая экономика, которая создает продукты и услуги, имеющие и культурную ценность, и коммерческий потенциал. Основным камнем преткновения здесь является понятие "интеллектуальная собственность", вокруг которого по сей день витает множество вопросов и неопределенностей, напоминает бизнес-юрист Руслан Мирзеханов.

Сегодня "огромное количество людей находится вне информационного поля и не понимает, кто есть кто", уточняет Максим Болонкин, CEO Mygribs. Другими словами, этот рынок не может сам себя сформировать, важно, чтобы государство помогало творческим людям заработать, поясняет Сергей Маликов, основатель арт-резиденции "АртНахабино".

Креативные индустрии существовали всегда и влияли на экономику как самостоятельно, так и в составе других отраслей. Но до сих пор эта сфера была не структурирована, никто с ней не работал, а следовательно, не были разработаны и правила взаимодействия с государством и другими отраслями. Поэтому, по разрозненным данным, вклад креативных индустрий в российскую экономику оставался небольшим. Появление стандартов, регулирование - это признак зрелости отрасли, уверен Валерий Сидоренко, член Общественного совета при Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (Минцифры России).

Это подтверждают и цифры. В 2019 году департамент предпринимательства и инновационного развития Москвы провел исследование, согласно которому в городе зарегистрировано более 150 тысяч организаций в креативном секторе, и они насчитывают около 500 тысяч сотрудников, напоминает Анатолий Валетов, руководитель Фонда "Московский инновационный кластер".

Появление стандартов - признак зрелости отрасли

К тому же развитие креативной экономики, креативных индустрий в настоящее время уже рассматривают как основу стратегии развития городов и регионов, способствуя обновлению экономики и повышая туристическую привлекательность территории, напоминает Татьяна Ашутова, декан факультета дизайна и рекламы университета "Синергия". Значит, время для базового документа уже пришло.

Хотя есть риск, что "креативным" внезапно станет слишком многое: и наука, и образование, и сфера услуг, что может привести к еще большему размыванию понятия. Но эти риски означают только то, что одного документа, как бы он ни был актуален, недостаточно, полагает Денис Щукин, директор фонда "Креативные практики", составитель исследования "Чем живут креативные предприниматели".

Кстати

Интерес к индустрии можно оценить по активности индивидуальных предпринимателей и самозанятых в последнее время, уверен Иван Глазачев, генеральный директор ЮMoney. Количество людей, которые официально работают на себя и принимают оплату через ЮKassa, с 1 января по 25 июня 2021 года выросло в 3,1 раза относительно аналогичного периода прошло года. Число самозанятых, которые производят сувенирную продукцию и аксессуары, увеличилось в 2,8 раза, а их доходы выросли в 3,6 раза. В сегменте продаж аудио- и видеоконтента рост составил 4,2 раза, а обороты платежей - 7,4 раза. Это различные авторские онлайн-курсы и тренинги; продажи минусов песен и битов и т. д. Число самозанятых, занимающихся организацией и проведением досугово-развлекательных мероприятий, выросло в 2,6 раза, а их доходы - в 11,8 раза.

В регионах Филиалы РГ Северо-Запад СЗФО Санкт-Петербург