07.07.2021 09:30
    Поделиться

    Как менялась форма советской/российской сборной со временем

    Олимпиада, как фешен-шоу
    На прошлой неделе в торговом центре столичной арены "Динамо" открылся экипировочный центр, где в течение еще полутора недель наши спортсмены будут получать форму для участия в Олимпийских играх-2020 в Токио. Почему имеет значение, в чем атлеты едут на Олимпиаду, и как менялась со временем экипировка отечественной сборной, рассказывает "РГ".
    Сергей Бобылев / ТАСС

    Олимпийские игры давно вышли за рамки чисто спортивного состязания. Первое, по чему оценивают атлетов, вовсе не их спортивные достижения, а то, в чем они выходят на церемонию открытия Олимпиады. Золотая медаль есть золотая медаль, но никому не хочется остаться в олимпийской памяти образцом безвкусицы, и, наоборот, удачно подобранный комплект одежды сразу формирует к спортсменам отдельно взятой команды соответствующее отношение. А для экипировщика это беспрецедентная рекламная площадка.

    "Олимпийские игры - это главное фешен-шоу в мире, которое смотрят почти 2 миллиарда человек. Для нас Игры - это прекрасная возможность представить нашу продукцию людям в атмосфере, органичной частью которой мы являемся", - говорил в одном из интервью глава компании-экипировщика сборной Германии Вилли Богнер.

    В 1912 году, когда сборная России впервые приняла участие в Олимпиаде в Стокгольме, о моде вряд ли кто задумывался. Спортивная индустрия тогда только зарождалась. Форму россиян составляли темные брюки и белая фуфайка - как и у атлетов большинства других стран.

    Следующего выхода наших спортсменов на олимпийский подиум пришлось ждать до Игр-1952 в Хельсинки. По сдержанности и минималистичности советские атлеты мало чем отличались от своих предшественников 40-летней давности. Через 4 года швейную резинку вокруг шеи заменил воротник на молнии. Этот фасон известен и по сей день как "олимпийка".

    Впрочем, довольно скоро в СССР оценили пропагандистскую силу внешнего облика спортсменов и стали использовать форму как способ позиционирования себя в мире. Ответственная миссия разработки одежды была доверена Общесоюзному дому моделей, а после 1980 года перешла к мастерам Дома моделей одежды. Шили костюмы до 1988 года в Армении.

    Особенно впечатляющими были наряды советских спортсменов на зимних Играх. В 1960 году наши атлеты предстали перед публикой в манто из редчайшей золотистой нерпы. Говорят, каждая такая шубка стоила трехкомнатной квартиры. Потом был мех сурка, золотистой лисицы.

    На домашней Олимпиаде впервые внешний облик советских спортсменов был доверен буржуйскому "Адидасу", а в 1984 году дизайном формы занимался Вячеслав Зайцев, который попытался уйти от меховой темы в пользу овчины и благодаря которому мир узнал о павловопосадских платках.

    Переломный характер начала 90-х отразился и на стиле олимпийской сборной СНГ. На церемонии открытия спортсмены шагали в мешковатых пальто, которые в прессе называли "неаппетитными". В 1996 году к форме приложил руку еще один отечественный модельер - Валентин Юдашкин. Получилась форма, по которой национальную принадлежность идентифицировать было проблематично. Скорее, спортсмены походили на выходцев из Ямайки.

    Зато с 2002 года бразды в руки взяла компания-экипировщик, сделавшая национальные образы жар-птицы, двуглавого орла,фольклорный орнамент лейтмотивом дизайна олимпийской формы на долгие годы. Кому-то, может, не зашло, но люди в той же форме Сочи-2014 встречаются постоянно.

    Нынешний экипировщик дебютировал на Играх-2018 в Пхенчхане и с ходу завоевал для нашей команды титул самой стильной. В Токио успех нужно развивать. Главное - подкрепить его удачным выступлением российских спортсменов.

    Поделиться