По словам начальника отдела топливной политики ведомства Таланта Маматеминова, переговоры с российской стороной о корректировке индикативного баланса ведутся по запросу местных нефтетрейдеров.
Согласно достигнутой ранее договоренности между РФ и КР, в 2021-м объемы поставок в республику ГСМ из Российской Федерации составят: сырая нефть - 50 тысяч тонн, бензин - 460 тысяч, дизельное топливо - 485 тысяч, горючее для реактивных двигателей - 100 тысяч тонн. С начала года в Киргизию уже поставили в общей сложности 581 тысячу тонн горюче-смазочных материалов.
Как рассказал Талант Маматеминов, киргизская сторона предлагает увеличить объемы поставок на 65 тысяч тонн дизельного топлива и 70 - автомобильного бензина. Это, по официальным данным, связано с необходимостью удовлетворения растущего спроса на топливо в республике.
Тем временем минэнерго ведет переговоры об осуществлении беспошлинных поставок ГСМ в страну из Казахстана.
Ранее Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) удовлетворила ходатайство КР об отсрочке до 2023 года введения в действие на территории республики технического регламента о требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту.
Это, как отметили в министерстве экономики и финансов Киргизии, поддержит местных производителей нефтепродуктов.
- К 2021 году КР должна была полностью перейти на производство только высокоэкологичного топлива классов Евро-4 и Евро-5. Однако был риск, что к указанной дате все требуемые технологические преобразования на нефтеперерабатывающих заводах не будут завершены. Сейчас в республике действуют семь НПЗ, все они ведут работу по поиску инвесторов и модернизации производства для выполнения требований регламента. Поэтому министерство инициировало продление переходного периода до 2023 года, - пояснили в ведомстве.
Между тем
Минэнерго предлагает разрешить нефтеперерабатывающим заводам КР экспортировать дизельное топливо в Узбекистан.
- Дизельное топливо местного производства значительно уступает российским аналогам по качеству и себестоимости. Республиканские производители оказались в затруднительном положении, потому что их продукция на рынке спросом не пользуется, - отметили в министерстве.
Резкое снижение объемов реализации приводит к переполнению резервуарного парка, что затем парализует процесс переработки сырой нефти. Это может не только спровоцировать остановку нефтеперерабатывающих заводов, но и привести к сокращению объемов добычи и остановке нефтепромысла в КР в целом. Поэтому невостребованный дизель отечественного производства предлагается вывозить в соседнюю республику.