В Киргизии создают дорожный фонд

Создание дорожного фонда решит проблему плохих автотрасс в республике. Об этом заявили в министерстве транспорта и коммуникации КР.

По информации ведомства, по дорогам страны осуществляется 98 процентов пассажирских и 96 - грузовых перевозок. При этом в удовлетворительном состоянии находится только 22 процента трасс. Остальные нуждаются в капитальном ремонте.

В данный момент депутаты парламента КР рассматривают в первом чтении инициированный минтрансом законопроект о создании в республике дорожного фонда. Эта структура, как полагают в министерстве, поможет, в том числе, снять зависимость отрасли от бюджета и внешней помощи доноров.

- Острый дефицит финансовых средств, необходимых для удовлетворения потребностей дорожной отрасли КР, сегодня имеет системный характер, - сообщили в минтрансе. - Из-за этого на протяжении последних 20 лет строительство и реконструкция автомобильных дорог в основном осуществлялись за счет международной помощи. Высокая доля заимствований создает критические риски для бюджета отрасли, что приводит к зависимости от внешних финансовых институтов и росту государственного долга.

В фонде будут аккумулировать средства на "проектирование, содержание, ремонт и строительство автомобильных дорог на территории страны, приобретение оборудования для регулирования движения на трассах общего пользования". Фактически чиновники таким образом планируют решить одну из двух известных проблем, особенно актуальных для современной Киргизии.

Бюджет фонда будет формироваться за счет поступлений из нескольких источников. Это проценты от акцизного налога на бензин, дизельное топливо, моторные масла; штрафы за нарушение правил перевозки опасных грузов, проезд крупногабаритных либо тяжеловесных транспортных средств; сборы за проезд по платным дорогам, по искусственным сооружениям на трассах.

Последний источник в министерстве называют системой "пользователь платит". Ее успешно применяют во многих странах мира, в том числе и в России. Как сообщил депутат парламента КР Нурбек Алимбеков, за проезд по туннелям, с налога на транспорт и других сборов в год выходит 10 миллиардов сомов. Из них только 600 миллионов переводится на счет министерства транспорта и коммуникаций. "Этих средств не хватает для полного обслуживания, ремонта и реконструкции дорог в стране", - сказал он.

В случае создания дорожного фонда в него будут поступать все собранные с автолюбителей средства.

Справка "РГ"

Состояние дорожной сети республики - общая протяженность трасс составляет около 34 тысяч километров - в наши дни уже не просто оставляет желать лучшего. Вот лишь несколько фактов: автодороги в КР в рейтинге глобальной конкурентоспособности оцениваются как одни из худших среди стран СНГ. Протяженность дорог в Бишкеке - примерно 1,4 тысячи километров, и большей их части давно требуется полная реконструкция, которая невозможна из-за острого дефицита финансов в бюджете города.