- Я никогда никого не приглашаю, все приезжают сами. Конечно, все не смогут добраться одновременно. У нас праздники на несколько дней растягиваются. Но рада буду всем и каждому без исключения. Сколько приедет - все мои, - улыбается именинница, в руках у которой не смолкает телефон.
Столы вынесли во двор и расставили в виде буквы П. Готовить на большое количество гостей здесь дело привычное. Еда простая и сытная, без изысков. В двух 40-литровых кастрюлях булькает мясо с картошкой. Пирожки с повидлом в огромном тазу. Минералку и лимонад закупили оптом. На празднике ни капли спиртного. Здесь никто не пьет. "Ой, Гена, я думала, ты не приедешь. Поменялся на работе? Вот умничка!" - улыбается мама Таня, принимая очередной букет от сына Геннадия. Он был усыновлен в числе первых 30 лет назад.
Здесь всегда слышны детские голоса. Конечно, повзрослев, птенцы вылетают из сорокинского гнезда. И строят свою взрослую жизнь. Сейчас в доме постоянно проживают 24 человека. Ежедневно уходит десять буханок хлеба, пара ведер картошки и минимум полкило сахара. Чтобы на раз сварить кашу, нужно 12 литров молока. Если в меню пюре с селедкой, рыбы нужно не меньше четырех кг. Если решат блинчики или оладушки состряпать - готовь килограммов шесть муки на один замес.
- У меня мамочка одна-единственна, самая любимая - мама Таня. Другой я не знаю и знать не хочу, - не устает повторять Александра Сорокина, первая приемная дочь Сорокиных. И так говорят все остальные дети.
Поселок Рассвет Аксайского района находится неподалеку от Ростова. Сорокиных там знают все. У них большой двухэтажный просторный дом площадью 280 квадратных метров, обшитый сайдингом. На участке детская площадка, есть огород и фруктовые деревья. Самой старшей дочери Анне 51 год (она и сама создала приемную семью), самой младшей Таисии семь, она инвалид с синдромом Дауна.
Всю жизнь мама Таня в окружении детворы. Не сосчитать, сколько раз она шла в первый класс, сколько на выпускной.
- Это внучек Андрюша, он 48-й! А это Диана - 50-я внучечка. На днях в Кропоткине правнук 12-й родился. Вот радость-то! - радостно делится семейными новостями юбилярша. - А старшему моему внуку Андрею уже 32 года. В Москве водителем работает.
Примечательно, всех своих многочисленных детей, внуков и правнуков Татьяна Васильевна знает по именам и наизусть помнит дни рождения каждого. Большинство детей стали Сорокиными. Даже те, над кем оформляли опекунство. По собственному желанию они меняли не только фамилии, но и отчества.
- У нас две Ирины Михайловны, две Светланы Михайловны, три Сергея Михайловича, три Александра Михайловича, два Ильи Михайловича. И все они Сорокины. Кроме них другие имена без повторов. Тоже Сорокины.
Благородное дело избавления России от сиротства Татьяна Сорокина начала вместе со своим супругом Михаилом в 70-е годы прошлого века. Они всегда мечтали о большой семье. Поженились 17 июля 1969 года, на следующий день после 18-летия Татьяны. Первой родилась дочь Анна, потом на свет появился Василий, но у него выявили серьезное генетическое заболевание. Поэтому супруги решили больше не испытывать судьбу, но почувствовали в себе силы и желание дарить любовь обездоленным сиротам. Независимо от возраста, национальности и диагнозов. Сейчас Василию 47 лет. Он незрячий инвалид с рядом заболеваний, нуждающийся в постоянном уходе.
Среди усыновленных и взятых под опеку детей есть и брошенные в роддомах инвалиды, и отказники, которых возвращали в детдома бывшие приемные родители (таких, к слову, человек пятнадцать). Есть и те, кто уже подростками сами приезжали к Сорокиным, узнав, что здесь дадут приют каждому. Детей принимали, спасали, лечили, делали операции. Многим в результате удалось снять инвалидность.
Конечно, на их пути было много сложностей. Денег порой не хватало. Помогали добрые люди, благотворительные организации, фонды.
В 1989 году Сорокины официально открыли семейный детский дом, первый на Дону. А в 2004-м их семья получила статус приемной. Восемь лет назад главы семьи не стало. И все хлопоты легли целиком на вдову. Но она не пала духом. И продолжает воспитывать детей.
- С мужем у нас было 73 ребенка. Сейчас их 83, - говорит Татьяна Васильевна. - Все 83 - мои, родные. Я не делю их на своих и приемных и всех люблю одинаково.
Татьяна Сорокина уверена: на этом не остановится.