В июне годовая инфляция разогналась до 6,5% при цели ЦБ в 4% и прогнозе на этот год в 4,7-5,2% (он будет пересмотрен в пятницу). Ранее глава Банка России Эльвира Набиуллина сообщила в интервью Bloomberg TV, что ЦБ в июле рассмотрит вопрос о повышении ключевой ставки шагами от 0,25% до 1%, подчеркнув, что резкий рост ставки может создать сложности для финансового рынка.
Банк России весной начал цикл повышения ключевой ставки из-за ускорившейся инфляции. Ставка начала подниматься с 4,25%. До этого ЦБ больше года снижал ключевую ставку на фоне низкой инфляции, а затем, когда наступила пандемия и начался кризис, уже и для помощи экономике через удешевление кредита. После начала расти инфляция, в марте ЦБ свернул смягчение денежно-кредитной политики и объявил о фазе повышения ставки. Сейчас она составляет 5,5%.
Июньская инфляция в 6,5%, превысившая ожидания аналитиков, и выросшие в июне инфляционные ожидания склоняют регулятора к повышению ставки шагом выше 0,5 процентного пункта, говорит руководитель управления дирекции операций на финансовых рынках банка "Санкт-Петербург" Варвара Пономарева. В то же время значительная часть инфляции объясняется немонетарными факторами, в связи с чем эффект на цены от повышения ставки будет ограниченным, указывает аналитик. Как отмечали ранее в ЦБ, рост потребительских цен разгоняют в том числе высокий внутренний спрос, разрывы в производственных и логистических цепочках, высокие цены на мировых товарных рынках.
"Как и ожидал ЦБ, продуктовая инфляция начала замедляться - июньский индекс продовольственных цен ФАО впервые за двенадцать месяцев показал снижение. Это уже отразилось и в недельных данных по России, показавших удешевление плодоовощной продукции на 1,3%", - отмечает Пономарева. Недельная инфляция замедлилась до 0,06%, и если последняя ценовая статистика до заседания будет на схожих уровнях, то Банк России может решить повысить ставку все же на 0,5 процентного пункта, до 6% годовых.
По мнению главного аналитика Совкомбанка Михаила Васильева, ЦБ в пятницу решится на более резкое повышение ставки: на один процентный пункт, до 6,5% годовых. Так, в пользу сохранения высокой инфляции выступают рост цен на продовольствие и сырье на мировых биржах, раздувание глобальной денежной массы центробанками развитых стран, повышенные инфляционные ожидания, все еще низкое из-за пандемии предложение многих товаров и услуг, сохраняющиеся дефициты в отдельных сегментах рынка, удорожание топлива и контейнерных перевозок, частично закрытые внешние границы, "зеленый" переход, перечисляет он.
Статистика указывает на восстановление экономической активности, что позволяет Банку России продолжить сокращение монетарной поддержки экономики, добавляет Васильев. По данным Росстата, промпроизводство и розничная торговля вернулись на докризисные уровни. Банк России отмечает, что экономика во втором квартале достигла допандемийного уровня и прогнозирует рост ВВП в этом году выше 4%.
Проинфляционным фактором является и ожидаемое увеличение бюджетных расходов на инфраструктурные проекты, которые будут финансироваться за счет Фонда национального благосостояния (ФНБ). "Также не исключаем, что высокая цена на нефть в рублях, дополнительные доходы бюджета, выборы в Госдуму в сентябре - все эти факторы приведут к некоторому дополнительному увеличению госрасходов позднее в этом году", - говорит Васильев.
Наконец, потенциальное ужесточение монетарной политики ФРС на фоне высокой инфляции в США создает риски оттока капитала с развивающихся рынков и риски ослабления рубля. Поэтому повышение реальной рублевой процентной ставки поможет поддержать российскую валюту и снизить риски оттока капитала, уверен аналитик.